18 октября 2021 19:16

Больше движения

Новая система мотивации нацелена на улучшение взаимодействия локомотивных бригад с поездными диспетчерами

С 1 января 2015 года на Свердловской дороге запланирован старт пилотного проекта по дифференцированной оплате труда машинистов и их помощников, занятых в грузовом движении.
Эксперимент предполагает различную оплату труда за производительное и непроизводительное время работы, пояснила заместитель начальника службы организации и оплаты труда Свердловской дороги Вера Солдатова.
«Его суть в повышении заинтересованности локомотивных бригад в эффективной работе, – рассказала она. – Работнику присваивается тарифная ставка, соответствующая 10-му разряду оплаты труда. Время следования пассажиром будет оплачиваться по присвоенной тарифной ставке; накладное время и стоянки на промежуточных станциях – с её увеличением на 7%, это чуть ниже ставки 11-го разряда. Время в движении оплачивается с увеличением на 16%,что выше ставки 11-го разряда почти на 8 руб. за каждый час. Кроме того, изменяются индивидуальные показатели премирования: премия будет начисляться за каждую поездку, за каждый километр линейного пробега и за выполнение планового задания по технической скорости по каждому участку».

Вера Солдатова отметила, что новая система нацелена на мотивацию локомотивных бригад к увеличению скорости движения поездов, улучшению их взаимодействия с поездными диспетчерами, что в конечном счёте приведёт к ускорению продвижения поездопотока.

По результатам работы в марте по всем локомотивным депо СвЖД, обеспечивающим грузовое движение, уже проведён расчёт зарплаты по тестовой системе, причём в нескольких вариантах: в пределах существующего фонда заработной платы и с его увеличением.
«Как и следовало ожидать, зафиксированы факты и снижения, и роста зарплаты. Всё зависит от структуры рабочего времени: чем дольше машинист и помощник ведут поезд, тем больше зарплата, и наоборот», – отметила начальник отдела труда и заработной платы Свердловской дирекции тяги Елена Никонова.

Результаты тестового расчёта проанализировали специалисты по труду эксплуатационных локомотивных депо, а также сами члены локомотивных бригад.
«Главную мысль машинисты и их помощники уловили: ездить пассажиром станет невыгодно. Это сейчас тариф стабильный – 151 руб. в час, независимо от того, едет бригада или стоит. А по новой системе, если стоишь без работы, получи 146 руб. 58 коп. в час, если едешь – почти 159 руб.», – поделился машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Пермь Владимир Власов.

Таким образом, дополнительный заработок будет у тех, у кого больше доля движения.
«При этом выиграют бригады, которые работают на коротких плечах, а на длинных, какие обслуживает наше депо, может быть и падение дохода. Например, перегон Пермь-сортировочная – Балезино без стоянок можно проехать за пять часов, а можно и за двенадцать: прохождение участка не всегда зависит от действий локомотивной бригады», – отметил Владимир Власов.

Чтобы этого избежать, в большинстве депо локомотивным бригадам грузового движения установлен новый показатель текущего премирования – «Выполнение линейного пробега».

Его цель – мотивировать наращивание количества пройденных в месяц километров, а не часов: за каждый километр бригаде будет начисляться определённая сумма, размер которой указан в положении о премировании.

Систему дифференцированной оплаты труда уже обсуждали и на Октябрьской магистрали. Члены локомотивных бригад предлагали принять эту систему как инструмент повышения заинтересованности в рациональном использовании рабочего времени.

По словам машиниста-инструктора эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой Игоря Соколова, Октябрьская дирекция тяги несёт потери по фонду оплаты труда за счёт завышения времени оборота бригад. Так, за шесть месяцев года потери составили 386,9 тыс. часов. Одним из инструментов решения этой проблемы как раз является применение дифференцированной оплаты труда.

Проект пока находится в стадии проработки. Наша газета, а также департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» ждут от читателей откликов и предложений по этому поводу.

Евгения Мусихина
Яна Позолотчикова,
собкоры «Гудка»
Челябинск,
Санкт-Петербург
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31