25 июня 2021 13:17

Заинтересовать и обучить

Необходимо разработать единый механизм расчёта и подтверждения реального экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства, а также установить чёткий порядок премирования работников за их внедрение.
Как отметил главный инженер Свердловской дороги Игорь Набойченко на прошедшей в Ярославле сетевой школе передового опыта в области внедрения технологий бережливого производства, в прошлом году на магистрали эффект от реализации проектов бережливого производства составил 48 млн руб. Но практически ни одна вертикально интегрированная дирекция не сформировала за счёт сэкономленных средств мотивационный фонд и материально не поощрила инициаторов и исполнителей.

Да и сам экономический эффект на предприятиях, по словам Игоря Набойченко, зачастую высасывают из пальца. Причём цифру могут не только завышать, но и заведомо занижать, чтобы не допустить уменьшения лимита эксплуатационных расходов. «Зачастую узловые рабочие группы предоставлены сами себе, в результате – их полная заорганизованность, отсутствие какого-либо эффекта и куча бумаг. А оценка эффективности предложений идёт по красоте протокола и решениям, которые ни к чему не приводят, – отметил Игорь Набойченко. – И главное, отсутствует инструментарий мотивации участников рабочей группы».

На рост бумажной отчётности при внедрении бережливого производства посетовал главный инженер Центральной дирекции управления движением Николай Шипулин. «В своей вертикали мы ушли от этого, организовав передачу необходимых сведений в электронном виде, – заметил он. – Предлагаю привести формы и периодичность отчётности к единым требованиям, исключив возникший водоворот бумаг».
«Нужно категорически исключить всю эту бумажную бухгалтерию, – заявил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. – Документ должен быть один – оценка экономической либо технологической эффективности проекта. Допускаю наличие протокольных записей в журнале, который раньше называли гроссбух».

Проблему поощрения активистов бережливого производства тоже нужно решить в кратчайшие сроки. «На одном энтузиазме мы далеко не уедем, – заметил главный инженер Северо-Кавказской магистрали Василий Костюк. – Мы, конечно, поощряем из фонда начальника дороги узловые рабочие группы, выполняющие основные показатели. Но эти показатели не связаны с бережливым производством. Предлагаю разработать в компании единое положение о мотивации участников рабочих групп. Начальник дороги должен получить возможность поощрять внедрение межфункциональных проектов за счёт средств из бюджетов причастных функциональных филиалов и региональных дирекций».
«Эффективность узловых рабочих групп невелика из-за того, что не проработан механизм внедрения их предложений, нет методики использования и распределения полученного экономического эффекта, – добавил главный инженер Юго-Восточной дороги Владимир Сараев. – Между тем работники должны видеть реальный результат своих усилий, тогда они будут заинтересованы совершенствовать технологию».

Участники совещания выработали пакет предложений по повышению эффективности внедрения инструментов бережливого производства. Так, предложено разработать типовой механизм расчёта и подтверждения эффекта от реализации межфункциональных проектов внедрения сквозных технологических процессов. Планируется также откорректировать нормативы по организации деятельности узловых рабочих групп. А для того чтобы идеология и практика бережливого производства стали ближе и понятнее всем работникам компании, предлагается разработать специальную программу практического обучения и создать единый дистанционный образовательный курс «Основы бережливого производства».

Порядок премирования работников за результат реализации проектов, по мнению главных инженеров, тоже должен быть выработан и закреплён в нормативных документах ОАО «РЖД».

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30