16 июня 2021 21:02

Первый отечественный

Программа «Легенды железных дорог» расскажет об истории тепловоза ЩЭЛ 1.
Прибытие поездов, ведомых тепловозом, на станциях поначалу вызывало недоумение дежурных. На первый взгляд казалось, будто поезд едет без локомотива и состоит из одних лишь вагонов.

Самым большим недостатком паровозов считается низкий коэффициент полезного действия, который не превышает 7%. Поэтому мысль передовых инженеров была направлена на создание нового типа локомотива с дизельным двигателем, КПД которого мог бы превышать 30%. Было предложено много проектов, ни один из которых в царской России реализован не был. И лишь в 1924 году наша страна стала родиной первого мощного тепловоза, построенного специально для магистральных дорог.

Информация об экспериментах в этом направлении периодически появлялась в печати. В 1921 году одно из таких сообщений опубликовала газета «Известия»: в статье рассказывалось о том, как за рубежом по идее русского инженера Кузнецова вместо паровозов используют «переделанные и поставленные на рельсы грузовики». Там также говорилось, что такой локомотив расходует около фунта керосина/бензина на версту и не более 5 вёдер воды в день. Этой статьёй заинтересовался Владимир Ленин. Он счёл необходимым форсировать перевод локомотивов на дизельную силовую установку.

В мае 1921 года известный конструктор Яков Гаккель представил проект тепловоза. Концепция обещала необычный, мощный, экономичный и удобный в эксплуатации локомотив. Ленин распорядился немедленно выделить средства на реализацию проекта.

Проектирование тепловоза началось в конце 1922 года. В качестве первичного двигателя решили использовать 10-циллиндровый 4-тактный дизель завода Виккерса. Внёс свою лепту и завод Вольта: он поставил генераторы.

Гаккель затем не раз отмечал, что иностранного в его тепловозе лишь английский дизель да шведские подшипники. Все остальные агрегаты были изготовлены из отечественных материалов русскими рабочими, техниками и инженерами.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30