04 декабря 2021 07:14

Курс – на импортозамещение

Введение санкций против России наглядно продемонстрировало, что давно назревшую реструктуризацию экономики, о необходимости которой говорили многие годы, откладывать больше нельзя. Сложившиеся условия уже не оставляют нам возможности для промедления – требуется скорейшее изменение парадигмы российской экономики, переориентация на создание собственного высокотехнологичного производства и безоговорочный переход на отечественную элементную базу в большинстве сегментов производства. Особенно актуально это для критически важных отраслей экономики, к которым относится и железная дорога.
О курсе на импортозамещение недвусмысленно объявил президент страны В.В. Путин в мае этого года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме: «Импортозамещение за счёт модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям». О крайней актуальности такого курса говорят политики, аналитики, экономисты, а главное – цифры и факты, свидетельствующие о том, что наша страна, по выражению премьер-министра Д.А. Медведева, «слишком подсела на импортную иголку».

Железнодорожный транспорт традиционно поддерживает отечественных производителей. Благодаря его заказам «второе дыхание» получило транспортное машиностроение и ряд других отраслей российской промышленности. Но существовали объективные факторы, побуждавшие отрасль энергично внедрять зарубежные технологии и продукцию, так как слишком велико оказалось наше отставание во многих сферах, ставшее следствием тяжелейшего экономического кризиса 90-х годов. Однако с тех пор многое изменилось, время и сложившиеся условия нацеливают на смену ориентиров, на выбор в пользу отечественных производителей и технологий. Это касается и производства устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, где структура заказов свидетельствует о нацеленности на зарубежные разработки.

Хотя в настоящее время зарубежная аппаратура ЖАТ, внедряемая на сети ОАО «РЖД», мало чем превосходит современные отечественные микропроцессорные системы. Российские компании, разрабатывающие их и производящие, проделали большой путь по изучению и адаптации к российским – надо сказать, весьма жёстким – требованиям зарубежного опыта и технологий. Кроме того, успешно и активно реализуется гармонизация отраслевых стандартов ОАО «РЖД» с европейскими и международными стандартами в области разработки и производства указанной аппаратуры. Более того, российская компания одной из первых в мире начала предъявлять к данным устройствам требования обеспечения кибербезопасности, и в этом плане российские специалисты продвинулись гораздо дальше, чем их западные коллеги. Требование открытости программного обеспечения и инструментальных средств разработки для заказчика не выполняется пока никем из зарубежных поставщиков ОАО «РЖД».

Последнее может быть крайне опасно для транспортной безопасности страны, поскольку, сохраняя за собой все интеллектуальные права на систему, зарубежные производители оставляют за собой возможность управления жизненным циклом системы по своему усмотрению и, возможно, удалённо, даже из-за границы, поскольку при существующем положении дел никто до конца не может гарантировать отсутствие в поставляемом оборудовании скрытых возможностей.

Очевидно, выход из сложившейся ситуации надо искать как раз в курсе на приоритетное внедрение отечественных систем ЖАТ. Это станет основой для использования новейших отечественных научных разработок, ориентированных на оптимизацию расходов производственных подразделений ОАО «РЖД», обеспечение безопасности и повышение качества транспортного обслуживания пассажиров и грузоотправителей.

Что отличает современные устройства ЖАТ отечественной разработки? На примере микропроцессорных систем ЭЦ можно отметить следующее:
– относительно невысокая стоимость жизненного цикла, которая может быть дополнительно снижена в случае массового внедрения, ведь стоимость напрямую зависит от внедряемого количества (так, по оценке, выполненной специалистами «Уралгипротранса» по сметам фактически реализованных объектов МПЦ Ebilock-950 разработки компании Bombardier Transportation, стоимость указанной системы на 30–40% выше отечественных аналогов, а ведь данная система указанной компании более широко внедряется на сети ОАО «РЖД», чем отечественные системы);
– наличие собственных инструментальных средств для разработки и поддержания в активном состоянии внедряемой системы;
– высокий уровень эксплуатационной надёжности и безотказности (по данным «Анализа состояния безопасности движения поездов, надёжности работы систем и устройств ЖАТ в 2012 году» ЦДИ ОАО «РЖД»);
– полное соответствие условиям и требованиям пространства колеи 1520 и, как следствие, отсутствие дополнительных инвестиций на адаптацию системы и обучение персонала;
– высокая скорость устранения неисправностей;
– алгоритмы и интерфейсные решения обеспечивают преемственность со стороны пользователей.

Приоритетное внедрение систем ЖАТ отечественной разработки позволит обеспечить реализацию единой политики информационной безопасности, а также будет способствовать созданию новых рабочих мест и восстановлению радиоэлектронной промышленности в целом. Полагаем, что пора переходить от слов к делу и для начала разработать отраслевую программу по замещению импортных систем, организации переподготовки специалистов и финансированию развития и внедрения отечественных систем.

В заключение следует отметить, что данное направление работы должно объединить усилия фундаментальной и прикладной науки, отраслевых учебных заведений, руководителей всех уровней в целях достижения крайне важного результата – обеспечение независимости железнодорожного сектора Российской Федерации от иностранных вендоров. Успешный переход на микропроцессорные системы ЖАТ отечественной разработки и их дальнейшее развитие также будет способствовать повышению конкурентоспособности страны на внешних железнодорожных рынках.

Эдуард Загидуллин
Иван Алабушев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31