17 июня 2021 02:15

Япония поможет расширить канал для угольного импорта через Находку

ОАО «Восточный порт» (Находка) и японский торговый дом Marubeni Corp. подписали договор на поставку специального оборудования для строительства третьей очереди угольного комплекса в порту. Сумма контракта составила 3,5 млрд руб.
Запуск третьей очереди комплекса запланирован на январь 2017 года, сообщили в Восточном порту.
«Всё оборудование изготавливается, поставляется и монтируется одной компанией – это условие даёт гарантию, что при эксплуатации не возникнет трудностей в совместимости всех механизмов, – подчеркнул управляющий директор компании Анатолий Лазарев. – Проект третьей очереди предполагает строительство четырёх дополнительных складов, оборудованных двумя стакерами, четырьмя реклаймерами. Также будут построены дополнительный причал с двумя судопогрузочными машинами, станция разгрузки вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. Согласно условиям контракта оборудование поставят в течение 16 месяцев с даты подписания акта приёмки-передачи проектной документации».

По прогнозам экспертного совета, к 2020 году, с введением в эксплуатацию полномасштабного варианта третьей очереди комплекса, порт сможет обрабатывать 39 млн тонн угля в год. Стоимость проекта составит более 13,5 млрд руб. Основные грузополучатели угля, проходящего через порт, – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На протяжении нескольких лет лидирующие позиции сохраняют те же Япония, Южная Корея и Китай.
«Капитальные затраты на повышение объёмов отгрузки до планируемого уровня 39 млн тонн можно приблизительно оценить в $16–17 за тонну. С учётом этого я полагаю, что срок окупаемости угольного комплекса может составить примерно 3–4 года, – отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Он будет зависеть от мировых цен на уголь и железнодорожных тарифов. Следует учитывать, что спрос на уголь внутри России подвержен значительным колебаниям. Увеличение экспорта снижает этот риск. Я полагаю, что в первую очередь собирается увеличить объёмы экспорта «Кузбассразрезуголь». В его планах на этот год рост зарубежных поставок на 3,2 млн тонн, до 29 млн тонн. Компания экспортирует порядка 76% добываемого угля и, скорее всего, увеличит производство. На мой взгляд, это вполне реально. Запасы КРУ превышают 2 млрд тонн, а годовая добыча – 45 млн тонн. Также я не исключаю интереса к новым возможностям порта со стороны СУЭК, Енисейской промышленной компании».

Впрочем, СУЭК не выразила заинтересованности в этом проекте.
«Для СУЭК базовым на Дальнем Востоке является собственный Ванинский балкерный терминал, через который переваливается абсолютное большинство угля, поставляемого в восточном направлении. И мы сосредоточены на дальнейшем его развитии», – подчеркнул заместитель директора по связям и коммуникациям ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Алексей Науменко.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, даже наличие в крае конкурирующих угольных терминалов вряд ли сильно повлияет на сроки окупаемости.
«Главное условие для успешности проекта – высокий спрос на уголь в странах АТР, что позволит поддерживать экспорт российского угля в значительных объёмах. Расширение мощностей терминала, безусловно, скажется на его конкурентоспособности, однако главное, чтобы условия, предлагаемые терминалом для экспортёров угля, были привлекательными. То есть важны и стоимость перевалки, и её скорость, и возможность оказания дополнительных услуг для грузоотправителей и грузополучателей, – считает аналитик. – Что касается потенциальных клиентов терминала, то ими могут стать угольные компании из новых мест добычи угля, в первую очередь из Восточной Сибири и с Дальнего Востока. Поставки угля в терминал из традиционных угледобывающих регионов также возможны, но всё будет зависеть от стоимости его транспортировки до терминала. Важно, чтобы она была не слишком высокой и вместе со стоимостью услуг самого терминала этот уголь оставался конкурентоспособным за рубежом».

Константин Мозговой


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30