07 декабря 2021 17:57

Права нового образца

Программу обучения водителей не меняли уже 25 лет, и последние изменения вряд ли помогут исправить ситуацию на дорогах

Министерством образования и науки разработана новая программа обучения водителей. Известно, что с момента её запуска у нас станет больше категорий водительских прав, сдавать на права придётся в том числе владельцам скутеров. Однако это не все изменения, которые коснутся будущих автомобилистов.
Елена Зайцева, исполнительный директор НПОНПО «Ассоциация авто мобильных школ»
– Так что же нового в этой программе?
– На самом деле обещанных фундаментальных изменений нет. И это самый главный её недостаток. Если не считать небольших изменений, принятых в 2008 году, программу обучения не трогали уже почти 25 лет. А вот ситуация на дорогах за это время изменилась до неузнаваемости.

– А как же вводимая по аналогу с Европой модульная система?
– Действительно, формально теперь обучение у нас будет делиться на три блока: базовый, по категории прав и профессиональный. Но в этом разделении нет никакого смысла, потому что блоки по категориям прав друг от друга почти не отличаются, а профессиональный блок согласно прошлогодним поправкам обязателен к изучению всеми, за исключением водителей скутеров и мотоциклов. Разделение на модули имеет смысл, когда нужно формировать программу под нужды конкретного ученика. За исключением общих правил, будущий водитель машины с прицепом готовится по одним дисциплинам, водитель автобуса – по другим. Кому-то в дополнение к правам нужен профессиональный блок, а кому-то нет. В данном же случае все, по сути, будут учиться по единой программе.

– По-вашему, водителям не нужно быть профессионалами?
– То, что предполагает под «профессионалом» Минобрнауки, никак не связано с качеством или безопасностью вождения на профессиональном уровне. Этот блок состоит из сугубо прикладных дисциплин. Например, организация грузовых и пассажирских перевозок, заполнение путевых документов. Зачем это рядовому водителю?

– А как же увеличение часов обучения? Разве это несерьёзное изменение?
– Если говорить о вождении – то ничуть. За последние десять лет у нас постепенно увеличивался требуемый минимум вождения с 28 до 50 часов. Теперь прибавят ещё шесть. Но дело уже давно не в количестве, а в качестве. По требуемому минимуму к программе обучения водителей мы и так впереди планеты всей. Потому что во всём мире на вождение выделяется максимум 20 часов.

– Что же не так с качеством?
– Слишком много площадки. Обучение вождению всё больше скатывается к выполнению отрепетированных приёмов на автодроме. И по программе из указанных 56 минимальных часов вождения 24 необходимо провести на закрытой площадке. Сейчас обсуждаются новые правила сдачи экзамена, и разговор уже заходит о 7–10 обязательных для сдачи приёмов на площадке. Сомневаюсь, что люди от этого станут водить лучше.

– Что же нужно сделать, чтобы всё-таки стали водить лучше?
– Обучение вождению во всех развитых странах с хорошим уровнем безопасности движения построено на умении распознавать возможные опасности. Нужно научить замечать такие моменты, предсказывать, как они могут развиваться и, главное, как на них правильно реагировать. У нас же ничего такого не появилось.

– Но время на теоретическую подготовку увеличивается...
– Ни один водитель не воспримет полностью 134 часа теории. Там много ненужной информации. Непонятно, зачем увеличили количество часов на изучение устройства автомобиля. Есть урок, посвящённый тому, как снимать аккумулятор, чего в современных машинах уже давно никто не делает.
Или обратный пример: многое на дороге зависит от поведения водителя и его отношения к другим участникам дорожного движения – автомобилистам, пешеходам, мотоциклистам, велосипедистам. Тема взаимного уважения должна красной нитью проходить через всё обучение. Но в программе об этом всего пара слов.
Так что нам придётся самим дорабатывать программу. Пытаться как-то её изменить, составлять планы обучения. Например, часть заданий перенести на самостоятельную подготовку. А очные встречи с преподавателями оставить для чего-то важного.

– А как насчёт стоимости курса?
– Повышение неизбежно. Во-первых, увеличилось время обучения. Теперь оно составит 3–3,5 месяца. Во-вторых, увеличилось количество часов вождения. А это как раз сильно влияет на стоимость.
Кроме того, теперь к автошколам предъявляется много формальных требований. Например, в новых программах перечень необходимого оборудования занимает больше трёх листов. Установлены жёсткие требования к учебным площадкам. На качестве образования это никак не скажется, но при этом выполнение этих требований потребует серьёзных затрат. А если их не выполнить, автошколу легко могут закрыть.
Так что если не в два, то в полтора раза цена точно подскочит за услуги автошкол. Если сейчас средняя стоимость по Москве составляет 28–30 тыс. руб., то после принятия новой программы она составит около 50 тыс. руб.

Беседовал Илья Суворов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31