15 июня 2021 15:12

Вагоноремонтники поставили на «крест»

В эксплуатационном вагонном депо Орехово-Зуево успешно прошла апробацию новая технология в сфере охраны труда

С мая прошлого года в эксплуатационном вагонном депо Орехово-Зуево (ВЧДЭ-1) в качестве «пилотного» проекта внедрена комплексная, основанная на методе визуального контроля технология «Крест безопасности».
До момента внедрения проект был основательно изучен и взят на вооружение сначала в западных компаниях Alstom и Siemens, а затем и на некоторых предприятиях России. Эти наработки во многом предопределили то пристальное внимание, с которым на последующем этапе к проекту отнеслось руководство РЖД. Так, старший вице-президент компании Валентин Гапанович прямо заявил, что если новая технология в вагонном комплексе даст положительные результаты, то вся нормативная документация в области охраны труда, которая на протяжении десятилетий действовала сначала в МПС, а затем в компании «Российские железные дороги», будет радикально пересмотрена.

…Инженер по охране труда депо Орехово-Зуево Оксана Шалина демонстрирует размещённую на стенде «Охрана труда» таблицу, расчерченную в виде креста. Тот, в свою очередь, разбит на квадраты. При ознакомлении с вывешенным материалом глаз быстро схватывает, что каждый из размещённых в таблице квадратов соответствует определённому дню месяца.
– Обратите внимание на то, что каждый из квадратов разделён на два треугольника, – помогает вникнуть в расчерченные ячейки графика Оксана Шалина. – Если квадрат отображает сутки, то треугольник – дневную и ночную смены. Отработана смена без нарушений – треугольник закрашивается зелёным цветом. У жёлтого цвета иное назначение – значит, произошло нарушение или технологических процессов, или правил и инструкций охраны труда и противопожарной безопасности. Красный цвет свидетельствует о факторе опасности, имевшем место в подразделении (от несчастного случая на производстве до грубого нарушения кем-то из работников требований трудовой дисциплины). Правда, красный цвет в «Кресте безопасности» у нас ни разу не появлялся.

Наглядность и доходчивость размещённого на стенде материала – тот маленький шажочек, что делает тему охраны труда в ВЧДЭ-1 не просто доступной, а и вызывающей интерес у деповчан. Лишний раз убеждаешься в этом после ознакомления с вывешенным здесь же, по соседству с таблицей, документом – «Бланком замечаний».
– Его название говорит само за себя, – комментирует Оксана, – поскольку содержащаяся здесь информация и состоит именно из замечаний, которые, скажем, могли появиться у осмотрщика в ходе работы на территории парка. Там путейцы приступили к земляным работам, не оградив, как положено, это место, здесь обнаружена валяющаяся без присмотра старогодная деталь. Для осмотрщика не составит труда сообщить об увиденном своему мастеру или начальнику участка. В итоге руководитель смены фиксирует замечание в соответствующем «бланке». А при наглядном отображении уже никак не скрыть того факта, что никаких мер по устранению выявленного недостатка не принято.

Один из выводов, который напрашивается после внедрения пилотного проекта, – он стал интересен всем. Осмотрщики-ремонтники вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, электрогазосварщики, слесари по ремонту электрооборудования, машинисты кранов, как и представители других железнодорожных профессий, пусть в разной степени, но проявили интерес к нововведению. Это мнение разделяет и главный инженер депо Антон Рычкаль. Он рассказывает, что на стенде, помимо упомянутых документов, действительно начинают «работать» (а не висеть в виде «галочки») и визуализированные карты рисков на каждую из основных профессий вагонного депо. В этих картах «от» и «до» расписано, какие опасности могут подстерегать на рабочем месте и к каким мерам нужно прибегнуть для их предотвращения.
– Наглядность дала результат и здесь, – свидетельствует Антон Владимирович. – А как иначе расценить тот факт, что за время апробации проекта рядовые работники депо не только фиксируют случившиеся нарушения. От них в большом количестве поступают предложения, какие меры безопасности целесообразнее использовать в том или ином случае. Особенно приятно, что очень активно проявляют себя здесь молодые работники депо.

Кстати, внедряемые проекты предусматривают выполнение ряда других процедур. Так, по истечении каждого месяца начальник или мастер ПТО передаёт в распоряжение рабочей группы, возглавляемой главным инженером (помимо него, в состав группы входят председатель профсоюзной организации, уполномоченный по охране труда, руководители участков), копию заполненного «Креста безопасности» и экземпляр контрольного листа для проведения 2анализа и осуществления контроля. Соответствующие требования (не реже одного раза в месяц) предъявляются и к заполнению бланка «Контрольный лист», а сводные данные по анализу проведённых проверок специалистом по охране труда ежемесячно и ежеквартально передаются на рассмотрение в ту же рабочую группу для принятия мер.

Оценивая роль рабочей группы, Антон Рычкаль отмечает, что она призвана скорее координировать действия профессионального состава депо, касающиеся безопасности движения, нежели выполнять контрольные функции.
– Поступающие в адрес рабочей группы предложения позволяют выстроить общую картину ситуации с охраной труда на предприятии, – даёт оценку главный инженер депо. – За нами остаётся анализ полученной информации: какие из представленных предложений нуждаются в том, чтобы на них заострить внимание, что мешает работе и т. д. В общем, когда имеется множество точек зрения, картина с охраной труда выглядит более объективной, а значит, упрощает управленческие решения, если требуется вмешаться в ситуацию.

После того как внедрённая в ВЧДЭ-1 технология показала свою состоятельность, её взяли на вооружение и другие предприятия вагоноремонтного комплекса МЖД.

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30