21 июня 2021 06:23

Создатель первого тепловоза

В Иркутске в семье военного инженера 140 лет назад родился один из величайших изобретателей ХХ века – Яков Гаккель.

В честь учёного, разработавшего первые образцы русских самолётов и тепловозов, на здании ПГУПСа установлена мемориальная доска
Окончив Санкт-Петербургское реальное училище и Электротехнический институт, он в 1897 году уехал на работу в Бодайбо, где участвовал в строительстве крупнейшей в то время российской заполярной ГЭС.

Однако своё призвание молодой инженер видел в конструкторской деятельности. Поэтому спустя 6 лет Гаккель вернулся в Петербург, где начал преподавать в Электротехническом институте и одновременно приступил к проектированию электрического трамвая в компании «Вестингауз». А с 1909 года он начал работать в области самолётостроения.

Именно Яков Модестович изобрёл фюзеляж, впервые применил переднее расположение мотора с «тянущим» винтом, установку руля высоты на хвосте и многое другое. Гаккель был не только авиаконструктором, но и лётчиком – с 1911 года он сам первым поднимал в воздух свои аппараты.

Первая мировая война застала Якова Модестовича на заводе «Рекс», выпускавшем аккумуляторы для подводных лодок. Летом 1918 года семья Гаккель переехала в Киев, где её глава получил место заведующего Киево-Святошинской железной дорогой, к которой относился и киевский трамвай. Именно там конструктор начал работать над проектом локомотива с дизель-электрической передачей. В 1921 году он представил его в Госплан, получив положительный отзыв.

В результате Совет труда и обороны 4 января 1922 года принял решение о строительстве первого в мире тепловоза. В марте того же года было учреждено Бюро постройки тепловоза системы инженера Я.М. Гаккеля при Теплотехническом институте в Петрограде.

Сборку локомотива под индексом Гэ-1 выполнили на Балтийском судостроительном заводе, а 7 ноября 1924 года он совершил первую поездку по маршруту Петроград – Обухово. Именно этот день считается датой начала тепловозной тяги в России.

В январе 1925 года Гэ-1 участвовал в сравнительных испытаниях вместе с тепловозом Ээл-2, сконструированным Юрием Ломоносовым и построенным в Германии. Оказалось, что, несмотря на меньшую (на 20%) мощность локомотива Гаккеля, он показал такие же тягово-теплотехнические характеристики, как и его конкурент.

Не случайно многие решения Якова Модестовича позже широко распространились в мировой практике. Например, он первым применил тележки с трёхступенчатой схемой рессорного подвешивания, установил на локомотив два тяговых генератора, соединенные муфтами с коленвалом дизеля. Это позволило получить два режима тяги.

Пуск дизеля на первом тепловозе осуществлялся одним из генераторов при работе его в режиме электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи. Конструктор также предложил вывести глушитель и маслоотделитель дизеля, отводящий несгоревшее масло, под кузов локомотива.

С 1934 года Гаккель трудился в должности профессора в Институте путей сообщения (ныне ПГУПС), был деканом механического факультета. В 1933 году учёного назначили членом Научно-технического совета НКПС, а в 1939 году за многолетнюю плодотворную научную, педагогическую и инженерную деятельность Якову Модестовичу без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора технических наук.

В общей сложности он предложил 16 изобретений в области тепловозной и электрической тяги и электроосвещения, получив на них 31 патент. К сожалению, здоровье Якова Гаккеля было сильно подорвано во время блокады Ленинграда, и в 1945 году он скончался.

Но его дело продолжила дочь Екатерина Яковлевна, ставшая первой в мире женщиной-профессором на железнодорожном транспорте. Под её руководством был создан первый автомашинист для грузовых поездов.

Память о выдающемся конструкторе бережно хранят в отраслевом университете. В его честь на здании ПГУПСа установили мемориальную доску. Также имя Якова Гаккеля носит улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30