03 декабря 2021 15:42

Спасённая техника

В Латвии отреставрировали узкоколейный паровоз Гр-319. Железнодорожники планируют задействовать его в туристической отрасли – перевозить пассажиров по Банитису.
Эта 33-километровая магистраль Гулбене – Алуксне – единственная в Прибалтике работающая круглогодично узкоколейка с шириной колеи 750 мм. Участок от Гулбене до Алуксне остался от некогда действующей линии Стукмани – Валка, запущенной в 1903 году.

По старой традиции паровозу присвоили имя «Фердинанд». Шестидесятитрёхлетний «Фердинанд» прошёл полную разборку. Старший куратор экспозиций и выставок музея истории Латвийской железной дороги Томс Алтбергс, возглавлявший Банитис на начальном этапе реставрации раритета, рассказал «Гудку», что работы длились шесть с половиной лет.
«Мы поняли, что ремонтом отдельных узлов нам не обойтись – очень сильны поражения ржавчиной. Сейчас на «Фердинанде» только одна деталь «неродная» – это зольник, – отметил он. – Увы, его было не спасти. Все остальные детали оригинальные. Нам удалось найти заводские чертежи машины, по ним и работали».

Сейчас, когда паровоз полностью восстановлен и передвигается своим паром, готовятся документы для приёмки его в эксплуатацию.
«Будем использовать локомотив для туристических поездок, – поделился планами Томс Алтбергс. – Мы видим, что спрос на паровую тягу есть, поэтому уверены в успешности нашего проекта. Параллельно решаем и вопросы восстановления инфраструктуры – нужны разворотный треугольник в Алуксне, водонапорная башня в Папарде».

В Евросоюзе действует своя процедура запуска локомотива или вагона в эксплуатацию. Как рассказал заместитель директора – начальник отдела безопасности движения Государственной железнодорожной технической инспекции Латвийской Республики Каспарс Озолиньш-Озолс, существуют два вида приёмки – приёмка типа и приёмка единицы. В случае с «Фердинандом» необходима только приёмка единицы.
«После получения акта испытательной поездки, сертификата на соответствие единицы типу и некоторых других документов единица подвижного состава регистрируется в государственном реестре и допускается в эксплуатацию», – пояснил он.

Отметим, что «Фердинанд» официально принадлежит Эстонской музейной железной дороге в Лавассааре и на Банитисе он только проходил восстановление. Взамен «Фердинанда» Эстонии был предоставлен другой рабочий паровоз, Кч-332 с именем «Мариса».
«Скоро эстонцы получат право потребовать свой Гр-319 назад, но должны будут вернуть исправную «Марису». По имеющейся информации, его состояние весьма плачевно, поэтому есть основания думать, что «Фердинанд» на Банитисе – надолго», – говорит Томс Алтбергс.

Однако, где бы ни эксплуатировалась машина, важно одно – она спасена.

Сергей Вершинин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31