16 июня 2021 22:19

В надёжных руках

Движенческая вертикаль за годы своего существования превратилась в основной инструмент управления перевозками

История управления движением на железных дорогах России началась ещё за год до официального открытия первой железной дороги в Российской империи – тогда, осенью 1836 года, были организованы первые пробные поездки. И только спустя год после открытия Царскосельской железной дороги началось регулярное движение. Ещё чуть позже, с 15 мая 1838 года, оно было организовано по расписанию.
Первые упоминания о профессии движенцев мы находим в книге «Эксплуатация железных дорог» издания 1877 года, выпущенной под редакцией А. Шишкова. В ней, в частности, говорится: «По окончании сооружения дороги и снабжения станции всем необходимым… начинаются первые действия службы движения, действующей в составе МПС России, созданного в 1865 году».

С развитием сети возникла необходимость в создании подразделения, которое взяло бы на себя на постоянной основе функции регулирования движения поездов.

Планы по созданию такой структуры обсуждались осенью 1882 года на первом Совещательном съезде представителей службы движения. Там же поднимались и вопросы развития сортировочных станций.

Начало Первой мировой войны потребовало оперативного изменения структуры управления перевозками. С этой целью 17 августа 1915 года было созвано Особое совещание по перевозкам. Его основной задачей стало создание механизма планирования перевозок, который вырабатывался в течение всего 1915 года.

В первые дни после Октябрьской революции Вторым Всероссийским съездом советов было принято постановление «Об утверждении Совета народных комиссаров». Этим же постановлением был образован Наркомат по делам железнодорожным, переименованный в декабре в Наркомат путей сообщения (НКПС). В его составе был образован и Центральный комитет по перевозкам.

В 1921 году НКПС приступил к преобразованию системы управления движением, что было вызвано необходимостью в централизации принятия решений, а также устранении дублирования функций в планировании перевозок.

Реформирование отрасли продолжалось на протяжении всего последующего довоенного периода. Вырабатывались наиболее эффективные инструменты для реализации масштабной задачи по совершенствованию управления движением. В августе 1926 года на состоявшемся съезде представителей дорог и территориальных организаций была принята первая сетевая схема движения маршрутных поездов по расписанию. В 1932 году Центральное управление эксплуатации железных дорог НКПС вводит новую форму маршрутизации – замкнутые кольцевые маршруты из большегрузных вагонов на дорогах Урала и Кузбасса.

Ещё одним важным этапом в развитии методов регулирования вагонных парков стала разработка единого развёрнутого плана перевозок грузов по дорогам отправления и назначения.

К новым веяниям того времени можно отнести также составление месячных планов погрузки, разработку и внедрение схем направлений потоков каждого груза. В 1935 году впервые был введён единый сетевой график движения поездов. В 1937 году введён план формирования, устранявший излишнюю многогруппность поездов путём ограничения числа групп.

Война обострила многие ранее не решённые вопросы, но железнодорожники быстро отреагировали на них. Уже в первые дни войны удалось перевести систему управления движением в военный режим. Так, с 24 июня 1941 года приказом НКПС был введён в действие особый воинский график движения поездов, обеспечивший скорейшее продвижение военно-оперативных эшелонов. Уже на третий день войны были организованы бронепоезда и санитарные поезда, сформированные из шести тысяч вагонов пассажирских поездов. Для этих нужд были созданы Военно-эксплуатационные управления по всей стране взамен некоторых упразднённых управлений дорог.

После войны, в 1946 году, НКПС был преобразован в МПС СССР, а Управление движения НКПС стало Управлением движения МПС СССР, которое с июня 1953 года было преобразовано в Главное (центральное) управление перевозками МПС СССР.

Начало внедрения механизмов совершенствования и оптимизации системы диспетчерского обеспечения пришлось на 1984 год, когда МПС СССР приступило к проектированию и строительству единых дорожных и региональных автоматизированных диспетчерских центров управления перевозками (АДЦУ).

В 1991 году, с зарождением конкурентного рынка транспортных услуг, в МПС России создаются центры управления перевозками, взявшие на себя часть функций Главного управления перевозками МПС.

В апреле 1996 года Главное управление перевозками было переименовано в Управление перевозками, а вслед за этим в Департамент управления перевозками МПС России.

Начало масштабному реформированию отрасли было положено постановлением Правительства Российской Федерации № 283 от 6 мая 2003 года, утверждающим План мероприятий по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, в результате чего было образовано ОАО «Российские железные дороги».

Приказом ОАО «РЖД» № 117 от 1 ноября 2005 года на Департамент управления перевозками были возложены и функции ЦУПа. С тех пор менялись только статус и организационно-правовая форма субъекта, который с августа 2009 года стал филиалом компании – Центральной дирекцией управления движением.

Сегодня работа Центральной дирекции управления движением представлена органом управления с головным офисом в Москве, координирующим деятельность 16 структурных подразделений регионального уровня – дирекций управления движением, пяти Центров по управлению тяговыми ресурсами и свыше 5300 железнодорожных станций.

Материал подготовлен
совместно со службой управления делами
Центральной дирекции управления движением


Руководители вертикали управления движением
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30