24 июня 2021 03:39

Информационно-управляющие технологии находят всё большее применение

Сегодня в Центральной дирекции управления движением полным ходом идёт внедрение инновационных подходов, технико-технологических решений. Во многом благодаря этому удалось добиться впечатляющих результатов.
Николай Шипулин, главный инженер Центральной дирекции управления движением
Прежде всего, хотелось бы остановиться на технологии организации движения грузовых поездов по расписанию. Необходимым условием для решения данной задачи является наличие актуального графика движения грузовых поездов, адаптированного под текущие параметры поездопотока, и действующие условия пропуска.

С 2011 года для решения этой задачи ОАО «ВНИИЖТ» по заданию Дирекции разрабатывает автоматизированную систему АПК «ЭЛЬБРУС». Система обеспечивает решение таких задач, как построение суточного прогнозного энергосберегающего графика движения поездов, стыковка вариантных графиков между полигонами дорог, формирование сквозного графика, автоматизированная передача прогнозного суточного энергосберегающего графика в систему диспетчерского управления, а также автоматизированный расчёт параметров вариантного графика. До 2016 года планируется обеспечить внедрение системы на всех основных грузонапряжённых направлениях сети.

В 2014 году запланированы работы по внедрению на пилотном полигоне Челябинск – Входная аппаратно-программного комплекса построения актуального плана пропуска поездов в зависимости от поездной обстановки на диспетчерском участке. Реализация данного программного обеспечения в соответствии с разработанной в 2013 году методикой позволит выполнять заданные графиковые параметры, минимизируя влияние человеческого фактора.

Новые технологии внедряются и в области совершенствования работы станций. На станции Ярославль-Главный в качестве пилотной в августе 2013 года внедрена современная автоматизированная система управления станционными технологическими процессами ИТАУР. Основная задача создания этой системы – реализация принципиально новых технологий планирования работы станций во взаимодействии с диспетчерским аппаратом Диспетчерского центра управления перевозками на основе электронной системы выдачи наряд-заказов и контроля за их исполнением. Для этого проведены работы по созданию динамической модели работы станций. Все маневровые локомотивы оборудованы системой спутниковой навигации, внедряется система автоматического списывания номеров вагонов, система видеонаблюдения.

Ещё одно направление развития информационных технологий в Дирекции – это переход от автоматизированных систем информационного режима к системному обеспечению с функциями выработки управляющих решений. Наиболее характерным примером реализации перехода к системам, предлагающим альтернативы принятия управляющих решений, является разработанная в 2009–2011 годах автоматизированная система организации движения поездов «Автодиспетчер» на высокоскоростном направлении Москва – Санкт-Петербург.

До конца 2014 года количество станций, работающих под управлением системы «Автодиспетчер» в автоматическом режиме, достигнет 18. Ввод в эксплуатацию указанного программного комплекса в полном объёме позволит снизить нагрузку на поездного диспетчера.

В то же время применение передовых инновационных подходов в области управления движением заставляет нас не только пересмотреть подходы к принципам организации работы, но и предъявляет самые серьёзные требования к надёжности в работе технических средств и соблюдению работниками технологической дисциплины по всем вертикалям управления.

Применение единых программно-технологических комплексов в четырёх диспетчерских центрах управления перевозками, в частности на Восточном полигоне, позволяет не только поднять сам процесс управления на качественно новый уровень, но и усилить управляемость оперативной работой. А также унифицировать анализ исполненной поездной и грузовой работы полигона по согласованным интегральным показателям с использованием интерактивных схем заданного полигона. В автоматизированной системе ИСУПР реализован целый ряд задач: это и взаимодействие с внешними автоматизированными системами, и формирование единой динамической модели объединённого полигона и области подхода с других полигонов сети, контроль подвода вагонопотоков к припортовым узлам и междорожным стыковым пунктам и погранпереходам.

Кроме того, система позволяет вести учёт показателей работы полигона с использованием интерактивной схемы полигона.

В 2014 году запланировано развитие и внедрение системы на объединённом полигоне Кузбасс – Северо-Запад, а в 2015 году – на направлении Кузбасс – порты Азово-Черноморского бассейна.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30