24 июня 2021 10:06

Первая вертикаль

Первопроходцы на пути построения новой модели управления движением

За прошедшие пять лет Центральная дирекция управления движением стала мощной и эффективной структурой, успешно решающей целый комплекс вопросов перевозочного процесса. Наша беседа – об основных итогах деятельности и текущих результатах работы дирекции.  
Павел Иванов, начальник Центральной дирекции управления движением
– Павел Алексеевич, какие итоги можно считать наиболее значимыми за пятилетний период и что собой представляет Дирекция сегодня?
– Центральная дирекция управления движением стала первой крупной производственной вертикалью, созданной в рамках реформирования холдинга «Российские железные дороги». Это определило нашу ответственность и как первопроходцев на пути построения новой модели управления, и как организаторов перевозочного процесса. Нам удалось сформировать эффективную организационную структуру, выстроить систему взаимодействия с нашими коллегами и партнёрами, сохранить и приумножить технологические ценности, обеспечив их историческую преемственность в стремительно меняющейся внешней среде.
В Дирекции сконцентрирован мощный комплекс вопросов организации перевозочного процесса. При этом в новых условиях сфера ответственности Центральной дирекции включает не только производственные вопросы, но и финансово-экономическую деятельность, и управление персоналом.
Сегодня Центральная дирекция – это трёхуровневая вертикаль с численностью свыше 100 тыс. человек, включающая 16 региональных дирекций, 5 центров управления тяговыми ресурсами, 72 центра организации работы станций и 5341 станцию.
С момента образования филиала производительность труда увеличилась более чем на 25%, а численность работников на перевозках снижена на 4%, и это при росте объёмов работы на 21%.

– Какую оценку при этом можно дать работе ЦУТРов? Насколько они оправдывают возложенные на них задачи в обеспечении продвижения вагонопотоков?
– В нынешних условиях ключевым инструментом повышения качества перевозочного процесса является организация эффективной работы тягового подвижного состава на полигонах сети. В 2012 году была создана новая организационная структура управления локомотивным парком. Центры управления тяговыми ресурсами созданы в Иркутске, Новосибирске, Самаре, Ростове-на-Дону и Ярославле. В прошлом году все центры были укомплектованы и приступили к реализации стоящих перед ними задач. В их числе – содержание и передислокация локомотивов на установленные размеры движения, организация рациональной работы локомотивных бригад и технологии ремонта локомотивов в границах полигона. Для этих целей в ЦУТРах предусмотрен соответствующий диспетчерский аппарат, представляющий вертикали движения, тяги и ремонта, во главе со старшим диспетчером. Также в прошлом году первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Николаевичем Морозовым были утверждены технологии работы всех полигонов сети.

– Какие результаты достигнуты в организации движения грузовых поездов по расписанию?
– Такая технология имеет ключевое значение для повышения качества перевозочного процесса. Она крайне важна не только как источник дополнительного дохода, но и с технологической точки зрения как элемент повышения внутренней эффективности нашей работы.
Начиная с 2010 года мы приступили к реализации проекта «Переход на новую технологию управления движением грузовых поездов по расписанию на опытных полигонах». В ходе этой работы в 2011 году была разработана Комплексная программа поэтапного перехода, в 2012 году утверждена «Комплексная интегрированная технология управления движением грузовых поездов по расписанию», с 2013 года началась её практическая реализация. На первом этапе мы начали отработку новых технологических инструментов на выделенных направлениях в рамках оказания отдельных транспортных услуг. Сегодня это 874 расписания с различной периодичностью отправления.
В 1-м полугодии текущего года в рамках организации движения грузовых поездов по расписанию со станций массовой погрузки отправлено более 34 тыс. поездов, из них более 19 тыс. – в междорожном сообщении и 15 тыс. – в местном.
Должен отметить, что на внедрение технологии организации движения грузовых поездов по расписанию в полной мере направлены и наши стратегические инициативы, которые зафиксированы в «Стратегии развития холдинга «Российские железные дороги» до 2030 года».

– Какова роль отправительской маршрутизации в организации вагонопотоков в условиях дефицита инфраструктуры?
– В условиях проведения масштабных работ по капитальному ремонту инфраструктуры, дефицита пропускных способностей и проблем управления приватными вагонными парками особое значение приобретает погрузка грузов отправительскими маршрутами.
В 2014 году действующим планом формирования поездов на станциях ОАО «РЖД» предусмотрена организация 5973 назначений отправительских и технических маршрутов, что почти в 2 раза больше по сравнению с уровнем 2012–2013 годов, в том числе почти 1,5 тыс. назначений для порожних вагонов. Уровень отправления грузов маршрутами достиг своего максимального значения за последние несколько лет и в 1-м полугодии 2014 года составил 47,9% от общей погрузки грузов, что выше на 2,5% к аналогичному периоду 2013 года. Ежесуточно более 26 тыс. вагонов отправлялись с мест погрузки организованными составами.
Маршрутами было перевезено 87,7% объёмов погрузки руды железной, 81,1% – каменного угля, 70,5% – руды цветной, 63,2% – химических удобрений, 46,8% – нефти и нефтеналивных грузов. Маршрутизация перевозок в порты выполняется на уровне 75–78%. Необходимо отметить, что маршрутизация также является одним из инструментов повышения среднего веса грузового поезда.
Кроме того, для улучшения использования инфраструктуры силами Дирекции на путях общего пользования ежесуточно формируется более 70 технических маршрутов, что позволило повысить транзитность вагонопотоков и обеспечить подвод вагонов к местам массовой погрузки организованными составами. Для обеспечения необходимых объёмов погрузки, прежде всего на Кузбассе, проводится работа с операторскими компаниями по упорядочению структуры операторского рынка.
На основных сортировочных станциях сети железных дорог осуществляется формирование технических маршрутов из порожних полувагонов с подбором по станциям назначения. Только в июне текущего года принято к перевозке 1853 маршрута из порожних вагонов (117,8 тыс. вагонов), в том числе 1279 поездов из порожних полувагонов и 501 поезд из порожних цистерн.

– Пользуясь возможностью, хотелось бы спросить о том, что делается в направлении развития тяжеловесного движения, какие весовые нормы сегодня освоены?
– Дирекцией постоянно ведётся работа по организации движения поездов повышенного веса. Так, с начала года проведён 1401 поезд весом более 8050 тонн и 8806 соединённых поездов, что выше уровня прошлого года соответственно на 41,6% и на 12,7%. Для реализации мер по увеличению провозных способностей с апреля 2014 года проводятся испытания поездов массой 7100 тонн на Восточном полигоне. Согласно уже имеющимся результатам определены «узкие» места в инфраструктурном комплексе. Установление унифицированной нормы веса 7100 тонн позволит значительно повысить провозную способность Восточного полигона. В директивном плане-графике 2014 года впервые увязаны не только основные виды ремонта пути, но и работы по вводу в температурный режим, укладке и сохранению плетей бесстыкового пути, ремонту искусственных сооружений, модернизации контактной сети, смене стрелочных переводов и планово-предупредительному ремонту.

Беседовал Олег Сергеенко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30