22 июня 2021 17:21

Консолидация вагонных парков

В ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте с формированием конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами была достигнута одна из приоритетных целей структурных преобразований – исключение дефицита подвижного состава и обновление парка.
Однако, наряду с позитивными изменениями, переход вагонов в категорию приватных с технологической точки зрения оказал существенное влияние на организацию перевозочного процесса – подвижной состав потерял свою универсальность, а сложившиеся принципы управления порожними вагонопотоками в современных условиях более не применимы.

На сегодняшний день принципы перемещения порожнего приватного вагона ничем не отличаются от принципов перемещения гружёных вагонов – ОАО «РЖД», как перевозчик, не может изменить его назначение, следовательно, этот подвижной состав не является для компании погрузочным ресурсом. Это – погрузочный ресурс оператора.

Порожние вагоны, принадлежащие сегодня более чем 1800 собственникам, часто следуют навстречу друг другу или простаивают в ожидании наиболее коммерчески выгодных перевозок. Технологически вагонный парк стал работать крайне неэффективно. Производительность вагона в сравнении с 2007 годом, когда две трети парка ещё управлялись перевозчиком, в сопоставимых учётных условиях снижена на 18%, а полувагонов – на 34%, следовательно, для перевозки одного и того же объёма груза требуется больше подвижного состава, что приводит к стихийному росту парка.

Вопросы совершенствования системы управления вагонными парками – постоянно в центре внимания ОАО «РЖД». В феврале 2014 года в компании были утверждены типовые формы договорной документации на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозки, в результате чего созданы условия для привлечения грузовых вагонов в консолидированный парк под управлением перевозчика.

В новой модели коммерческая работа с грузовладельцами и регулирование ценообразования на услуги по предоставлению вагонов выполняются непосредственно операторами, которые направляют в ОАО «РЖД» реестр заявок на планируемый месяц и передают в управление соответствующий этим заявкам вагонный парк.

Такой подход позволяет максимально эффективно использовать подвижной состав с учётом минимизации порожнего пробега. Порожний вагон не имеет станции назначения и может быть использован перевозчиком как погрузочный ресурс в любом месте сети и под любой груз в соответствии с заявкой на перевозку. Идеология этого подхода многие годы являлась простым и действенным рычагом управления перевозками.

Первый договор о передаче вагонов в управление перевозчика заключён между ОАО «РЖД» и ОАО «ФГК». Начиная с марта текущего года в управлении ОАО «РЖД» находится более 90 тыс. полувагонов, принадлежащих ОАО «ФГК». Этим парком обеспечивается погрузка более 5 тыс. вагонов ежесуточно. За период действия договора в результате применения принципов балансового метода регулирования порожних полувагонов улучшены количественные показатели и качество использования подвижного состава.

В июне погрузка полувагонов консолидированного парка к уровню марта текущего года увеличилась на 10,5% и составила 5,3 тыс. вагонов, оборот вагона за этот же период сокращён на 14% до 15,8 суток, доля порожнего пробега вагонов снижена на 3%, а производительность вагона выросла на 21%.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30