19 июня 2021 07:00

Возможна корректировка

Увеличение пропускных способностей Восточного полигона сверх плана потребует дополнительного финансирования

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предлагает в паспорте проекта модернизации Восточного полигона зафиксировать первоначальный показатель увеличения пропускной способности по сравнению с 2012 годом – 55 млн тонн. В этом его поддерживает Минтранс.
«Мы выступаем против формирования паспорта проекта, в котором указывается, что нужно достичь 70 дополнительных млн тонн перевозки грузов без дополнительного финансирования и дополнительных технологических решений, – заявил Владимир Якунин на расширенном заседании коллегии Минтранса. – Наши специалисты провели соответствующую работу, и выяснилось, что поезда массой 7,1 тыс. тонн далеко не все искусственные сооружения способны пропустить. Поэтому требуется рассмотреть вопрос о серьёзном дополнительном финансировании объектов, которое не было предусмотрено в рамках первого этапа модернизации. Мы будем проводить более детальное техническое исследование».

Напомним, предложение об утверждении цифры дополнительной ежегодной пропускной способности Восточного полигона в 75 млн тонн и допустимой на сети нагрузки на ось в 25 тонн принято на заседании правительственной комиссии по транспорту 19 мая.

Однако в ОАО «РЖД» более или менее реальным на первом этапе считают показатель дополнительного увеличения пропускной способности в 11,5 млн тонн.

И вопрос, потребует ли это сверхплановых средств и каких, до конца не решён.

Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов отметил, что при движении поездов такой массы с 8-минутным интервалом, которые дадут увеличение пропускной возможности на 39 млн тонн (верхняя планка в постановлении комиссии), необходимо дополнительное финансирование.

В частности, это потребует увеличения энергозатрат от 29% до 300%, а максимальной мощности – от 37% до 300% в зависимости от сегодняшнего состояния участков полигона. Причём именно такой интервал делает оправданным экономические эффекты от тяжеловесного движения. Если его увеличить, снизив расходы, тогда эффекта не будет.

На состоявшемся в начале июня в ОАО «РЖД» научно-техническом совете необходимые инвестиции для организации тяжеловесного движения на Восточном полигоне лишь по инфраструктуре оценили в 573,8 млрд руб. Однако эта цифра весьма условна и включает в себя скорее доведение насыпей и верхнего строения пути до нормативных показателей.

Как пояснил генеральный директор ОАО «Институт экономики и транспорта» Фёдор Пехтерев, несмотря на то, что по БАМу путь и искусственные сооружения проектировались с определённым запасом прочности, 40-летняя эксплуатация без необходимых поддерживающих инвестиций снизила этот ресурс. Тем не менее реальная оценка именно той части, которая необходима для организации тяжеловесного движения, может быть меньше этой расчётной величины. Кроме того, в 104,9 млрд руб. оценивается приобретение дополнительных локомотивных секций с учётом 10–15% запаса мощности.
«Но нам всё равно необходимо идти на внедрение тяжеловесного движения, потому что это даёт возможность вывезти дополнительный объём груза из Кузбасса уже на первом этапе модернизации, – полагает Фёдор Пехтерев. – А в дальнейшем мы будем работать с правительством, чтобы оно выделило средства на второй этап, который позволит снять все проблемы с заявленными объёмами вывоза груза. Сегодня же 11,5 млн тонн устраивают угольщиков».

«Следует посмотреть на финансирование Восточного полигона, чтобы не получилось так, что железнодорожники подписались под одними обязательствами, а на них навешивают дополнительные, – полагает первый заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы Виталий Ефимов. – Здесь не нужно идти на поводу у Минфина и Минэкономразвития».

Кроме того, депутат заметил, что ещё не снято предложение ряда ведомств об изъятии 20 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния, предназначенных РЖД. Их предлагается пустить на формирование территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.

Министр транспорта Максим Соколов говорит, что его ведомство занимается окончательной подготовкой финансовой модели проекта модернизации и для этого проходят обсуждения. Министр полагает, что уже вскоре в вопросе финансирования и цифре дополнительных пропускных способностей будет поставлена точка.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30