23 июня 2021 23:33

Выгодный размах

Китай признан мировым лидером в развитии высокоскоростных магистралей

Всемирный банк провёл исследование «Высокоскоростные железные дороги в Китае: взгляд на стоимость строительства», в котором его специалисты проанализировали затраты на возведение 27 линий высокоскоростных магистралей (ВСМ) в Поднебесной. Согласно их оценкам, создание там ВСМ обходится приблизительно на треть дешевле, чем в других странах.
Строительство первой такой магистрали в Китае началось в 2003 году с линии Циньхуандао – Шеньян протяжённостью 404 км и скоростью движения по ней 250 км/ч. Долгосрочный план создания сети ВСМ был принят в 2004-м и обновлён в 2008 году, с перспективой развития до 2020 года. В 2013 году общая протяжённость сети ВСМ в Китае превысила 10 тыс. км, превзойдя аналогичную систему на всей территории Евросоюза, в настоящий момент ведётся строительство ещё свыше 12 тыс. км высокоскоростных железных дорог.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что основными факторами затрат являются: проектная скорость линии, тип путей, топография маршрута, погодные условия, стоимость земли, использование виадуков или насыпей, а также мостов и станций разного размера.

Создание 1 км ВСМ с большим количеством виадуков и туннелей и максимальной скоростью 350 км/ч обходится Китаю в $17–21 млн. Затраты на аналогичное строительство в Европе составляют порядка $25–39 млн, а оценочная стоимость прокладки ВСМ в Калифорнии достигает $52 млн за километр без учёта приобретения земли и подвижного состава.

По словам старшего специалиста Всемирного банка по транспорту и соавтора исследования Джеральда Оливье, причиной этого, помимо низкой стоимости рабочей силы, стала масштабность планирования. «Это позволило стандартизировать проектирование различных конструкционных элементов, развить инновационный и конкурентный потенциал оборудования и строительства и амортизировать капитальные затраты на приобретение техники в целом ряде проектов», – подчеркнул он.

Примечательно, что в Китае возведению насыпей предпочитают строительство виадуков, несмотря на их большую стоимость. Поскольку они позволяют минимизировать переселение граждан, влияние на плодородные земли, воздействие на окружающую среду.

Кирилл Сотников

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30