17 июня 2021 01:39

Паровоз Черепановых на три года старше первой в России железной дороги

Первого августа на экспериментальной кольцевой железной дороге в Щербинке состоится интереснейшее мероприятие, организованное Московской железной дорогой, – будет праздноваться 180-летие первого российского паровоза отца и сына Черепановых.
На уникальном параде исторических паровозов будут присутствовать президент компании Владимир Якунин, начальник МЖД Владимир Молдавер, машинисты – ветераны дороги, которые работали ещё на паровозах. Об этом нашей газете сообщил главный инженер МЖД Сергей Вязанкин.

На полигоне в Щербинке в ходе исторической реконструкции будет представлена действующая модель паровоза Черепановых, который на глазах публики станет двигаться по действующей модели железной дороги XIX века. Зрители смогут в деле увидеть не только сам первый в России паровоз, но и ручные стрелки того времени, семафоры, водораздаточную колонку. Можно будет не просто наблюдать, но и войти в стрелочную будку тех времён, посидеть в ней, сдунув пыль столетий, ощутить себя стрелочником. Особое зрелище – парад исторических паровозов, которые вслед за своим новейшим собратом будут чинно двигаться один за другим уже по современной кольцевой железной дороге в Щербинке.

Первый в России паровоз был испытан 180 лет назад на Урале, на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Поводом к его созданию послужила необходимость в перевозке руды в горной местности. Авторы изобретения – Ефим и Мирон Черепановы – были не братьями, как многие по ошибке думают, а отцом и сыном. Им предстояло решить множество сложнейших для начала XIX века инженерно-технических задач, начиная от получения необходимого жара и заканчивая устройством реверса. И народные умельцы с проблемами успешно справились. Для увеличения мощности котла и производства достаточного объёма пара количество дымогарных труб изобретателями было увеличено до 80.

Паровоз имел тендер для воды и угольного топлива, а вес его в полном снаряжении достигал 2,4 т. Обратный ход обеспечивал механизм, состоявший из эксцентрического колеса, который приводил в движение паровые золотники, а они, в свою очередь, регулировали направление впуска пара в цилиндр. Любопытно, что в самой первой публикации «Горный журнал» (1835 год) называл изобретение «сухопутным пароходом», а рельсы – «чугунными колёсопроводами». Привычные нам именования появились уже позже, когда через три года была построена первая в России 27-километровая Царскосельская железная дорога.

Московская магистраль приглашает всех на праздничный юбилей первого в России паровоза.

Игорь Ленский

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30