12 июня 2021 23:38

Под крышей дома своего

Ипотечная корпоративная программа станет более адресной

Собственное жильё для многих остаётся мечтой. Приобрести его может помочь ипотека, но получить жилищный кредит и выплачивать его не так просто.
Начиная с 2006 года в ОАО «РЖД» действует программа ипотечного субсидирования, при которой часть процентов по ипотеке за сотрудника платит компания. За это время железнодорожникам выдано почти 27 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 38 млрд руб. Для компании эти затраты – мера обеспечения социальной стабильности, а для сотрудников – мотивация на плодотворную работу в отрасли.

Просто взять ипотечный кредит в банке сегодня может любой. Однако чтобы получить корпоративную поддержку, работник должен действительно нуждаться. Обеспеченность жилой площадью на человека должна быть меньше той учётной нормы, которая устанавливается органами местного самоуправления и может различаться по регионам. Ещё одно условие – стаж работы в компании не менее трёх лет на должности, которая входит в перечень дефицитных и востребованных профессий и должностей на дороге. Исключение – сотрудники, имеющие статус молодого специалиста. Они могут рассчитывать на получение корпоративной поддержки независимо от стажа и занимаемой должности. Если все условия соблюдены, жилищная комиссия дороги ставит работника на учёт на оказание корпоративной поддержки.

Наличие стабильного дохода, достаточного для погашения кредита, тоже играет важную роль. Ежемесячные выплаты по кредиту не должны составлять более 50% от дохода семьи. При этом малоимущие могут стоять в очереди на квартиру в том числе в своём муниципалитете. Дождавшись возможности улучшить свои жилищные условия в компании, человек снимается с учёта по месту жительства, и наоборот.
«В среднем работники стоят в очереди на получение корпоративной поддержки не более пяти лет. Молодые специалисты обычно берут ипотеку сразу же, в первый год работы, – рассказывает заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Сергей Рымарь. – Ежегодно улучшают свои жилищные условия при поддержке компании порядка 2,5 тыс. работников. Однако сегодня в учётных списках – около 13 тыс. человек. В них есть те, кто по тем или иным причинам не может взять кредит, например, рассчитанные ежемесячные выплаты превышают половину дохода семьи. Недавно мы внесли в нормативные документы следующий пункт. Если человек в тот момент, когда подходит его очередь, оказывается неплатёжеспособным, мы снимаем его с учёта. Однако если через некоторое время его финансовое положение улучшится, он может прийти в жилищную комиссию и снова встать в очередь. В комиссии учтут дату его первого обращения, и в списке на оказание корпоративной поддержки он может вполне оказаться в числе первых».

Условия ипотеки от компании более чем привлекательны. Кредит выдаётся на срок до 15 лет, ставка ипотечного кредитования банком ВТБ24 и его аффилированными банками – 12,0% годовых, для молодых специалистов – 10,5% . Компания в свою очередь оплачивает большую часть этих процентов: 7,5% – для всех работников и 8,5% – для молодых специалистов. Железнодорожникам остаётся оплатить только 4,5% и 2,0% соответственно. Жильё можно приобрести как на первичном рынке (из тех объектов, в строительстве которых принимает участие ЗАО «Желдорипотека»), так и на вторичном.

Существуют преференции для молодых семей с детьми – в период выплаты по кредиту при рождении первого ребёнка компания возмещает работнику стоимость 10 кв. м ипотечного жилья. При рождении второго компенсирует стоимость ещё 14 «квадратов», последующих – 18. Семьи, где пять и более детей, сразу получают безвозмездную субсидию для приобретения квартиры.
«Ещё одна категория работников, которой мы уделяем особое внимание, – те, кто готов работать на удалённых территориях, – говорит Сергей Рымарь. – Есть места, куда необходимо привлекать людей. Если человек согласится поехать на удалённую станцию и проработает там 5 лет, то он получает 40% расчётной стоимости квартиры в регионе, где он работает или откуда он приехал. По какой стоимости считать, человек решает сам. Если он проработает 10 лет – получает 70% расчётной стоимости, 15 лет – полную стоимость квартиры».

Реформа отрасли сказалась и на жилищной политике компании. Сегодня если сотрудник, имеющий ипотечный кредит, переводится в дочернее общество, то новый работодатель продолжает субсидировать его кредит. Иначе обстоит дело, если человек самостоятельно переходит на работу в ДЗО или увольняется из компании вовсе, – тогда вся ответственность за выплаты по кредиту остаётся на нём.

Корпоративная поддержка из расчёта потребности в людях и повышение её адресности – перспективное направление развития ипотеки в ОАО «РЖД». Предполагается, что условия кредитования должны меняться в зависимости от того, насколько тот или иной полигон или филиал нуждаются в квалифицированных работниках. Возможности корпоративной ипотеки для решения кадровых проблем обсуждались, в частности, на недавнем семинаре-совещании «Реализация жилищной политики ОАО «РЖД» в Смоленске.

Нужно сказать, что сложная демографическая и кадровая ситуация сохраняется даже на полигоне Московской дороги. «На 1 января этого года на учёте на получение корпоративной ипотеки состоят 1188 семей работников дороги и функциональных филиалов, из них 468 – молодые специалисты в возрасте до 30 лет, в том числе 226 выпускников вузов», – констатирует заместитель начальника МЖД Сергей Черногаев.

Об оттоке с удалённых станций квалифицированных рабочих и руководителей среднего звена говорит начальник отдела корпоративной жилищной политики Восточно-Сибирской дороги Роман Лукьянчук. «Молодые специалисты после окончания вуза тоже стремятся уехать работать в крупные города, – говорит он. – Для закрепления кадров предлагаем предоставлять корпоративную поддержку работникам дефицитных профессий в населённых пунктах, близких к месту работы».

Корпоративная поддержка очень востребована на Западно-Сибирской дороге. «Хорошо бы разрешить выбирать для ипотечного кредитования не только жильё, построенное «Желдорипотекой», но и новостройки, аккредитованные банками. Предложений очень много. Мы в жилищной комиссии готовы сами выбирать объекты и предоставлять их на согласование», – предлагает начальник отдела корпоративной жилищной политики ЗСЖД Елена Ивлева.

К слову, сегодня компания ведёт поиск банков-партнёров, готовых предоставлять работникам отрасли льготные условия ипотечного кредитования. Один из результатов этой работы – программа АКБ «Абсолют Банк», который предлагает кредиты железнодорожникам под 11,5% годовых.

Надежда Россихина


Справка «Гудка»
В 2014 году в ОАО «РЖД» выделено 2,6 млрд руб. на корпоративную жилищную поддержку сотрудников, средний установленный размер субсидируемой части – 1,950 млн руб. Планируется выдать 2208 ипотечных кредитов. На безвозмездные субсидии запланировано 120 млн руб., в том числе 30,8 млн руб. на внеочередное предоставление субсидий для многодетных семей.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30