22 июня 2021 01:49

Снизить расходы помогут новый подвижной состав и долгосрочные контракты с регионами

Регионы Северо-Западного федерального округа компенсируют в общей сложности лишь 32% выпадающих доходов пригородных компаний. Чтобы перевозчики продолжили здесь работу, необходимо искать компромисс.
По словам начальника Октябрьской дороги Виктора Степова, в целом убытки пригородных компаний за пять месяцев этого года составили 1,6 млрд руб.

При этом регионы возместили лишь 509 млн руб. Это больше, чем в 2013 году, но по-прежнему недостаточно.

На сегодня доли компенсаций выпадающих доходов пригородным компаниям по регионам Северо-Запада выглядят следующим образом: Ленинградская и Вологодская области не компенсируют ничего, доля компенсации Тверской области составляет лишь 10%, Республика Карелия и Псковская область – по 21%, Новгородская область готова компенсировать 42% выпадающих доходов, Калининградская и Архангельская области – 62%, Республика Коми и Мурманская области – 70% и 90% соответственно.
«Пригородные компании с такими убытками и при отсутствии прибыли материнской компании даже теоретически существовать не могут. Нужно искать компромиссы, которые помогут выиграть всем», – считает Виктор Степов.

По мнению помощника полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергея Зимина, в этой ситуации регионам следует точнее планировать свой заказ и заниматься маркетингом.
«Что касается бюджетного регулирования, на 2014 год пять регионов показали снижение доходной базы бюджета, это обостряет проблему компенсации. Бюджеты регионов напряжены до предела, а доходная база снижается. Тем не менее надо искать резервы», – считает Сергей Зимин.

Сократить расходы пригородных компаний, по мнению начальника Октябрьской магистрали, поможет, в частности, замена вагонов локомотивной тяги на рельсовые автобусы с применением лизинговых схем.

Стоимость рельсового автобуса в трёхвагонном исполнении составляет 131 млн руб. Его эксплуатация, например, на участке Великие Луки – Себеж обходится в 75,5 млн руб. в год, в то время как эксплуатация одного вагона локомотивной тяги составляет 124,1 млн руб. в год.

В июне рельсовый автобус РА2 начал курсировать на участке Санкт-Петербург – Выборг. Он отличается высокой вместимостью и может перевозить до 590 человек, а общее количество сидячих мест в нём – 222, что в 1,5 раза больше, чем в поездах, курсировавших на данном направлении раньше.

Кроме того, рельсовый автобус – один из самых экологически безопасных видов транспорта, позволяющий уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду.
«При этом лизингодатели хотят видеть гарантии финансовой устойчивости пригородной компании и востребованности подвижного состава на региональных рынках. Сегодняшняя ситуация с возмещением выпадающих доходов и неопределённость транспортного заказа на очередной год не дают таких гарантий», – отметил Виктор Степов.

Решением вопроса на дороге видят заключение с регионами долгосрочных контрактов – до 15 лет на организацию транспортного обслуживания.

Именно на этот период федеральными органами сохранена льгота по оплате пригородными компаниями услуг инфраструктуры. Вместе с тем срок окупаемости рельсового автобуса, взятого в лизинг, составляет 13 лет.

Кроме того, сэкономить ППК расходы, по мнению начальника Октябрьской дороги, поможет и передача в уставный капитал подвижного состава. Это позволит пригородным компаниям уйти от налога на добавленную стоимость на имущество и за услуги аренды подвижного состава. Так, например, экономия только СЗППК составит 258 млн руб. в год, что составляет 18% основных затрат.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30