14 июня 2021 06:05

Часы с историей

Музей истории Куйбышевской дороги пополнился редким и необычным экспонатом: карманными часами работников «Турецких железных дорог». Причём они не подарочные или наградные. Это профессиональный хронометр железнодорожника.
Раритетные часы до сих пор исправны. Погрешность в отсчёте времени – не более 30 секунд в неделю
Подарил раритет инструктор производственного обучения Куйбышевского учебного центра профессиональных квалификаций Александр Лошкарёв.
«Часы марки Ball изготовлены в 1947 году по швейцарской технологии, – рассказал он, – и до сих пор показывают время с погрешностью не более 30 секунд в неделю».

К слову, такая погрешность в качестве стандарта для железнодорожных часов была установлена в США после печально известной катастрофы близ Кливленда. В апреле 1891 года близ этого города лоб в лоб столкнулись два поезда. Виновным признали одного из машинистов, чьи часы спешили на четыре минуты. «Он слишком рано вывел поезд на одноколенный перегон, в результате и произошло столкновение, погибли пять человек», – пояснил директор дорожного музея Юрий Менчик.

Чтобы не допустить подобного впредь, управление железнодорожного транспорта США приняло решение обеспечить локомотивные бригады, а позднее и других работников, служебными часами. Инспектором по контролю за временем был назначен Уэбстер Болл. Он разработал часы для машинистов, кондукторов, станционных работников и ввёл стандарты для железнодорожных часов, известные и по сей день. К слову, Ball сегодня – очень известная и популярная марка часов в мире.

В 1893 году появились первые американские железнодорожные часы, которые так и назывались: Official RR Standart Watch (служебные железнодорожные стандартные часы). Вскоре выпускать их стали 37 фирм, имеющих специальное разрешение. Во избежание брака часы должны были проходить шестимесячный контроль. «Они были не предметом роскоши или модным аксессуаром, их просто выдавали на работе как штатный инструмент. В случае увольнения или при переходе на другую работу их нужно было сдавать, – рассказал Юрий Менчик. – Расходы компаний на покупку часов оправдывались сполна. Ведь точность и безопасность движения – главные приоритеты в работе во все времена».

Вскоре примеру США последовали другие страны. В Германии, например, первые такие часы появились на рубеже XIX–XX веков. По всему миру они выглядели примерно одинаково: кольцеобразный бигель для цепочки, крупная заводная головка в форме луковицы для ручного подзавода пружины над цифрой 12, циферблат с чёткой шкалой и красными арабскими цифрами, на задней стенке – рельефное изображение паровоза начала XX века. И, конечно, все хронометры объединяло высокое качество и надёжность механизма.

В Российской империи, а затем и в СССР тоже были такие часы. К первым образцам руку приложил Павел Буре, а к более поздним вариантам – уже советские мастера, имена которых, увы, малоизвестны.

Со временем именные часы в нашей стране стали символом достойного труда. «В 50-е годы на локомотивах появились первые приборы безопасности. Например, в автоматическую локомотивную сигнализацию АЛСН были встроены скоростемеры, которые показывали время. Карманные и наручные часы как инструмент, определяющий график работы транспорта, сыграли свою роль», – говорит Юрий Менчик.

Сегодня существуют наградные часы президента ОАО «РЖД», начальника дороги, заместителя по региону, а также памятные – от руководства структурного подразделения.
«В сознании наших работников часы являются главной отраслевой наградой. Ведь и нагрудный знак «Почётный железнодорожник» выдаётся только после получения часов президента компании», – отмечает Юрий Менчик.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30