17 июня 2021 01:48

Работать с полной отдачей в семье Рабчуков учатся у старших

Основатель династии Рабчуков Анатолий Калинович пришёл в отрасль во время войны: окончил курсы артельного старосты (бригадира пути) и устроился на небольшой станции Асаново в Казахстане, которая тогда относилась к Южно-Уральской дороге.
«Его околоток считался одним из лучших, – с гордостью говорит об отце Станислав Рабчук (на фото четвёртый справа). – За безупречный труд был дважды награждён орденом Ленина».

Карьеру Анатолий Рабчук завершил дорожным мастером. Сын Станислав продолжил его дело. «Отец с утра до вечера посвящал себя работе, – вспоминает он. – Самоотверженность вдохновляла, и, когда подрос, стал ему помогать. Нравилось, когда отец выводил на путь сотни людей. Они, как муравьи, дружно трудились, и каждый чувствовал себя частью целой армии».

В 19 лет Станислав устроился путевым рабочим Петропавловской дистанции пути ЮУЖД, поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он быстро рос в профессии. Возглавлял мастерские, участок дистанции пути, потом руководил ею. В 1986-м его назначили начальником Петропавловской дистанции пути, через 5 лет – замначальника Петропавловского отделения ЮУЖД, ещё через год – замначальника дороги – начальник службы пути. А в 1995 году Рабчуку доверили пост начальника Главного управления пути МПС. Отвечать за путевое хозяйство пришлось в кризисное время. Командировки в «горячие» точки магистралей длились по нескольку месяцев. «Однажды уехал на Забайкальскую, где произошёл сход пассажирского поезда. Лето, я в одной рубашке, а задержаться пришлось до 7 ноября», – вспоминает Станислав Анатольевич. В начале 2000-х на КбшЖД из-за ненадлежащего состояния пути постоянно задерживались поезда. Исправлять ситуацию опять отправили Рабчука. «Видишь табло: когда ни один поезд не будет опаздывать, вернёшься», – напутствовал его министр. Вскоре поезда пошли по расписанию.

Перед путевым комплексом тогда стояла ещё одна глобальная задача – переход с деревянных шпал на железобетонные. «Это были новые технологии, освоение современной техники», – говорит Рабчук.

После создания в 2003 году ОАО «РЖД» Рабчука назначили замначальника МЖД по путевому хозяйству. «Пришлось работать в напряжённое время, когда шла подготовка к запуску скоростных пригородных поездов «Спутник», сообщения между аэропортами и вокзалами. На путь станции Внуково было страшно смотреть: деревья в колее росли», – рассказывает Рабчук. По его признанию, он готовил переворот в своём хозяйстве: «Все должны были осознать: будет хорошим путь – будет хорошим движение». Проблемами путевого хозяйства Станислав Анатольевич занимается до сих пор, но уже с научной точки зрения. С 2006 года он возглавляет проектно-технологическое конструкторское бюро по пути и путевым машинам – филиал ОАО «РЖД».

Но главная его заслуга в том, что он передал любовь к профессии детям и внукам. Старший сын Валерий (на фото первый слева) – замначальника МЖД по Московско-Курскому региону. «Я хотел поступать в Нахимовское училище, но отец сказал: хочешь быть капитаном, поступай в институт на факультет управления процессами перевозок. Я послушал, и считаю, что сделал правильный выбор», – говорит Валерий. По его признанию, из-за большой занятости отца воспитанием занималась мама Валентина Петровна. «Она уникум, – улыбается любящий сын, – на ней была забота о четырёх мужчинах, при этом всегда работала – тоже на дороге, на пенсию ушла с должности ведущего инженера службы пути Московского отделения ОЖД».

А вот азы профессии Валерий постигал с дедом. «Я каждое лето проводил у деда, он уже был на пенсии. Мы встречали его друзей-железнодорожников, и все их разговоры были о работе», – вспоминает он. От Анатолия Калиновича мальчик получил совет: каждый день должен приносить новые знания, а если дни будут одинаковыми, то ничего не состоится и ты не состоишься. Этому Валерий следует до сих пор. Он освоил разные движенческие специальности, стал начальником станции второго класса, потом руководил уже внеклассной – Челябинск-Главный, которая входит в десятку крупнейших сортировочных. В Москву Валерий уезжал уже на должность начальника Московского отделения ОЖД, после чего ему доверили сложный и крупный регион – Московско-Курский.

Рабочий день Валерия Станиславовича начинается в семь утра. «Папа до вечера на работе», – говорит сын Иван. Парень понимает, что работа в отрасли требует полной отдачи, но тоже намерен связать будущее с ней. Он окончил первый курс МИИТа по специальности деда – «Строительство железных дорог» – и не скрывает, что на выбор повлиял именно Станислав Анатольевич. О дедушке отзывается с большим уважением: «Он много читает, в курсе всех политических и особенно спортивных событий. С ним интересно поговорить на все темы, в том числе молодёжные. Счастлив, что продолжу династию, и надеюсь, что не подведу известную фамилию Рабчуков».

Светлана Казанцева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30