23 июня 2021 11:24

В поисках первопричины

Уменьшить производственный травматизм позволят предупредительные меры

Модернизация системы охраны труда позволит компании повысить уровень безопасности работников.
О производственном травматизме невозможно говорить с оптимизмом, даже если статистика и улучшается. За последние 10 лет его уровень в ОАО «РЖД» снизился в три раза. В прошлом году пострадали 343 человека, в том числе 104 – с тяжёлыми последствиями и 45 – со смертельным исходом. По оперативным данным, за первое полугодие текущего года травмирован 131 работник (против 169 за аналогичный период прошлого года), из них 22 – со смертельным исходом (как и за тот же период прошлого года).

Именно поэтому в компании так остро стоит вопрос о необходимости перехода от реактивной к проактивной системе охраны труда, то есть от реакции на случившееся и компенсаций к предупреждению опасности. В мире такая система считается наиболее эффективной в решении вопросов охраны труда. В России эту тему обсуждают довольно давно, на государственном уровне первый стандарт появился около 10 лет назад. Однако методика анализа и оценки профессиональных рисков в стране не разработана до сих пор. Активная работа в этом направлении может сделать ОАО «РЖД» первопроходцем в предупреждении производственного травматизма через оценку профессиональных рисков.

Решение перейти к проактивной системе управления охраной труда было принято итоговым правлением ОАО «РЖД» ещё в конце 2012 года. В 2013 году эта работа получила практическое развитие, разработан стандарт по управлению профессиональными рисками, запущено несколько пилотных проектов по охране труда. Мероприятия в «дорожной карте» «Разработка и внедрение системы управления профессиональными рисками в ОАО «РЖД» рассчитаны до 2016 года, и основные изменения ещё впереди.
«Анализ происшествий показывает, что около 75% причин трагедий – организационные. Иными словами, проблема – в неудовлетворительной организации и плохом контроле за безопасностью как таковой, – рассказал начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок на сетевой школе «Модернизация системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» в Казани. – Помимо тех методик и документов, которые будут разработаны и внедрены, для нас важно то, что именно будет происходить внутри компании, в умах сотрудников. В основе любой деятельности должна быть культура безопасного труда, иначе разработанные документы обесценятся».

Одна из разработок будет внедрена в компании уже в этом году. «Мы предлагаем к внедрению методику анализа и оценки профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД». Её цель – обеспечение нормативной базы для оценки и анализа рисков для жизни и здоровья, а также повышения эффективности управления мерами защиты работников от опасных производственных факторов», – говорит главный специалист ОАО «НИИАС» Ольга Проневич.

Методика охватывает довольно широкий круг вопросов, включая анализ и трудового процесса, и системы управления охраной труда. Кроме того, будет разработана инструкция для специалистов по охране труда, чтобы облегчить практическое применение документа.
«Первая часть – это анализ условий труда, он проводится в три этапа: анализ трудового процесса, анализ системы управления труда и анализ внешних условий. Например, возьмём предприятие ЭЧ-9 Внуково (Внуковская дистанция электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры). На предприятии в течение 10 лет было шесть травм. В качестве причин было указано «прочие». При анализе оказалось, что эти причины часто связаны с нарушением дисциплины и появлением работников в состоянии алкогольного опьянения», – рассказывает Ольга Проневич о пошаговом расчёте профессионального риска.

Определив сценарий/причину произошедшего, специалист сможет собрать соответствующую статистику за последние годы. Конкретные цифры помогут рассчитать вероятность появления травм при данном конкретном сценарии. «Это инструмент для принятия правильных управленческих решений, – отметил Дмитрий Раенок. – В МЧС определили допустимые индивидуальный и коллективный риски. Когда мы рассчитываем риск получения конкретной травмы, сразу видим, приемлем он или нет. Нужно рассматривать риски именно под этим ракурсом. А дальше в зависимости от полученных цифр распределять имеющиеся ресурсы на мероприятия по охране труда».

Ещё одна перспективная разработка, ожидающая внедрения, – классификаторы опасностей и вредностей на рабочих местах для разных дирекций. «Сейчас разработан проект первой редакции классификатора для Центральной дирекции по ремонту пути, – говорит заведующая комплексным отделением «Охрана труда, экология и промышленная безопасность» ОАО «ВНИИЖТ» Ирина Шищенко. – Готовятся классификаторы для Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции тяги и Центральной дирекции управления движением».

Свои идеи по модернизации системы управления охраной труда сегодня готовят в каждом подразделении компании. Итоги исследования производственного травматизма в Центральной дирекции инфраструктуры представил начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии филиала Андрей Морковников. «Самыми опасными месяцами в 2013 году стали июнь, ноябрь и февраль. Анализ производственного травматизма со смертельным исходом показал, что наиболее травмоопасными являются середина и конец месяца. По итогам 2012–2013 годов наибольшее количество погибших приходится на четверг и пятницу, а в пятницу наблюдается и групповое травмирование работников».

По словам Андрея Морковникова, в дирекции с 1 августа принято решение использовать диктофоны при проведении целевого инструктажа по охране труда работникам путевого хозяйства. «Это позволит настроить руководителей среднего звена на качественное проведение инструктажей. Записанный инструктаж в течение месяца размещается на информационном сервере, и его можно будет прослушать и проанализировать», – уточнил он.
«Мы должны обдумать, поможет ли подобный тотальный контроль в решении наших задач по повышению культуры безопасности, – отметил в свою очередь Дмитрий Раенок. – Нам не нужно, чтобы люди боялись допустить ошибку, наоборот – требуется осознанное соблюдение норм и правил каждым сотрудником».

Некоторые пилотные проекты уже дали свои результаты. Так, комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТП), так называемый «Крест безопасности», хорошо зарекомендовала себя в вагонном хозяйстве. «Однозначно положительная сторона – это визуализация рисков и непосредственное вовлечение персонала в работу над картами риска на предприятии. Работник сразу видит, что происходит на предприятии, и может сообщить об изменении условий труда, – рассказывает заместитель начальника технического отдела Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Тихонов. – Информация доступна, возможно оперативное получение обратной связи, а также обучение персонала по визуализированным картам риска».
«Трудность состояла в том, что наши работники опасались отмечать, что что-то произошло. Закрашивали ячейки зелёным цветом, будто всё в идеальном порядке, хотя это было не так. Мы провели беседы, разъяснили цель нововведения. Теперь получаем более реальную картину», – добавляет начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Забайкальской железной дороги Владимир Чупров.

Отдельное внимание – оценке влияния на производственный травматизм человеческого фактора. Соответствующая методика находится на этапе разработки. «В отличие от методики управления профрисками процедура оценки проводится уже после случая травмы. По её результатам разрабатываются корректирующие мероприятия, цель которых – повлиять на поведение людей – как непосредственных исполнителей, так и руководителей структурного подразделения», – поясняет Ольга Проневич.
«Подчас сами руководители заставляют сотрудника нарушать нормы охраны труда или побуждают к этому, – замечает главный инженер Центральной дирекции управления движением Николай Шипулин.
– К примеру, чтобы получить дополнительные доходы за подачу и уборку вагонов, начальник станции подчас неоправданно торопит подчинённых, что недопустимо».

По словам Дмитрия Раенка, задача перед компанией стоит непростая – дойти до первопричины нарушений. «Нам не нужно стремиться найти крайнего и наказать. Репрессивный менеджмент не даст результатов. Сотрудник, который нарушил нормы охраны труда, – часть системы. Если есть отклонение в поведении одного из её элементов, значит, несовершенна сама система. Нужно быть объективными для достижения общей цели – безопасности людей», – резюмировал он.

Надежда Россихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30