03 декабря 2021 16:31

Научный приоритет

В условиях роста эксплуатационных расходов на железнодорожные перевозки особое значение имеет применение новых материалов при создании образцов транспортной техники и инфраструктуры. Подобные инновации увеличивают жизненный цикл изделия, улучшают их рабочие характеристики и снижают издержки. Подсчитано, что применение в строительных конструкциях марок стали с высокими антикоррозионными свойствами сокращает эксплуатационные расходы на 80–90% при повышении надёжности устройств.

Подобный материал в качестве эксперимента уже применяют в отрасли при возведении пролётных строений мостов, ферм и опор контактной сети. Особенно хорошо атмосферостойкая сталь показала себя при строительстве малообслуживаемых объектов инфраструктуры в регионах с суровыми климатическими условиями. Значительно уменьшать затраты можно, заменяя медные сплавы для подшипников скольжения на алюминиевые антифрикционные материалы с эффектом самосмазывания. А для снижения энергетических потерь подвижного состава учёные разработали токосъёмные вставки пантографов из природного графита с низким электрическим сопротивлением.

Однако для ускоренного внедрения на сети дорог подобных эффективных материалов, обеспечивающих реальное снижение стоимости жизненного цикла конечных изделий, целесообразно принять ряд мер. В частности, в условиях ограниченной потребности в выпуске различных узлов железнодорожной техники, выполненных с применением новых материалов, требуется организовать их мобильные производства, обеспечивающие низкую себестоимость изделий.

Нужно сформировать конкретные требования к технико-экономическим характеристикам новых материалов, используемых при изготовлении подвижного состава и объектов инфраструктуры, при их заказе у производителей. Также необходимо гармонизировать срок службы новых материалов и гарантированного срока эксплуатации технических средств, для изготовления которых эти материалы используются.

Наконец, надо шире привлекать частный венчурный капитал для реализации отраслевых инновационных проектов. При этом можно использовать накопленный РОСНАНО и другими крупными госкомпаниями опыт, в том числе по производству сверхпрочных наноструктурированных винтовых пружин для подвижного состава, энергоэффективного стекла, стеклопластиковых консолей контактной сети и т.д.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31