21 июня 2021 07:05

Час беды

Инфраструктура столичной подземки нуждается в модернизации

Авария, случившаяся вчерашним утром  на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровский линии московского метро, всколыхнула общественность. Впервые за последние несколько лет там погибли люди.
Информация о ЧП на синей ветке столичного метро поступила в МЧС в 8.39. Первые официальные данные от спасателей: «В перегоне между станциями ввиду резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации, что и послужило причиной резкой остановки электропоезда».

Корреспондент «Гудка», направлявшаяся на работу, оказалась у вестибюля станции «Славянский бульвар» спустя минуты после аварии. Полиция уже перекрыла вход в метро, количество взволнованных пассажиров быстро увеличивалось. Через полчаса здесь уже было совсем не протолкнуться.

Местные «бомбилы», моментально сориентировавшись, выстроились длинным караваном вдоль находящегося рядом Кутузовского проспекта. Из-за них машины «Скорой помощи» (а их было больше десятка) с трудом продвигались к станции.

Мир не без добрых людей – нашего корреспондента бескорыстный водитель довёз до центра, не попросив ни копейки.

А в это время разворачивались трагические события. После того как под землёй с рельсов сошли три вагона, к месту аварии выехали 46 пожарно-спасательных подразделений общей численностью 172 человека. Раненых эвакуировали на вертолётах, которые садились прямо на проспекте.

Сначала появилась информация о трёх погибших. Вскоре после того, как спасатели добрались до разорванного в клочья первого вагона, глава МЧС Владимир Пучков сообщил о гибели 12 человек. Когда номер подписывался в печать, стало известно, что авария унесла жизни 20 человек.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, работа по восстановлению движения на синей ветке метро может занять 1,5–2 суток. Власти выплатят родственникам погибших по 1 млн руб., пострадавшим – по полмиллиона. Сегодня в столице объявлен день траура.

По факту аварии в московском метро возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263.1 УК РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности, совершённое группой лиц по предварительному сговору либо повлёкшее по неосторожности смерть человека».

Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил, что рассматривается несколько версий произошедшей аварии, все они технические, признаков теракта нет. Он не исключает, что первые подозреваемые по этому делу появятся в ближайшее время.

Изначальная версия о причинах ЧП – скачок напряжения, который и вызвал экстренное отключение системы. Но эксперты уверяют, что скачок напряжения не мог спровоцировать столь страшную аварию. При этом в пресс-службе Московской объединённой электросетевой компании заявили, что 15 июля 2014 года перепадов напряжения на распределительной подстанции метрополитена, обеспечивающей работу контактного рельса на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», не зафиксировано. «Вся энергосистема столицы в зоне ответственности энергокомпании работала стабильно, в штатном режиме», – добавили в МОЭСК.

В прошлом году в московской подземке было зафиксировано несколько случаев технических сбоев.

Так, 5 мая 2013 года на Таганско-Краснопресненской линии из-за короткого замыкания кабеля произошло задымление. Эвакуировано 300 человек, трое госпитализированы. Спустя месяц, 5 июня 2013 года, на Сокольнической линии замкнуло высоковольтный кабель. Эвакуировано 4,5 тыс. человек, пострадало более 80. А в январе этого года на несколько часов остановилось движение на Замоскворецкой линии. Путь поездам преградила свая, пробившая потолок метротоннеля.

Инфраструктура метро не адаптирована к такому пассажиропотоку, уверен директор департамента управления инвестиционными проектами компании «Покровка финанс» Сергей Парсегов. «Московское метро – огромная, трудноуправляемая структура. Кроме того, подземка сильно перегружена, и ей как воздух требуются новые ветки, включая третий пересадочный контур и приспособление Малого кольца МЖД под пассажирские перевозки», – говорит эксперт.

По словам специалиста, мелкие поломки случаются часто, хотя и не нарушают график движения. «Необходимо публиковать разборы каждого случая сбоя движения длительностью более 90 секунд с указанием мер для предотвращения подобных случаев в будущем», – уверен Сергей Парсегов.

Отметил он и необходимость вкладывать средства в реконструкцию кабельных сетей. «Годовые расходы на ремонт основных средств службы электроснабжения Московского метрополитена за 2012 год составили всего 257 млн руб. против десятков миллиардов, расходуемых на новые вагоны, и сотен миллиардов на строительство новых линий. Даже если удвоить сумму расходов службы электроснабжения, метрополитен останется прибыльным, а надёжность заметно повысится», – считает Сергей Парсегов.

Создание дополнительных станционных путей, более качественный ремонт вагонов, независимая служба приёма вагонов из депо – эти меры, по мнению эксперта, могли бы сделать подземку более безопасной для пассажиров.

Александра Посыпкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30