23 июня 2021 15:56

Взаимопонимание во благо пассажира

Строительство дополнительных путей на наиболее популярных направлениях Подмосковья сделают пригородные перевозки ещё более востребованными

«МоЖ» продолжает знакомить читателей с результатами работы администраций субъектов Федерации, сотрудничающих с Московской железной дорогой в плане организации качественного транспортного обслуживания.
Александр Зайцев, министр транспорта Московской области
– Александр Юрьевич, насколько, на ваш взгляд, верно утверждение, что развитие пригородного железнодорожного сообщения – один из основных приоритетов деятельности правительства Московской области?
– Да, именно такая задача поставлена перед нами губернатором Подмосковья. Люди каждый день ездят на работу из населённых пунктов области в Москву. Сегодня электрички перевозят более полутора млн пассажиров в день. В год получается около 600 млн. Это самый востребованный вид общественного транспорта в Подмосковье.
Мы ясно видим основные проблемы в первую очередь пригородного железнодорожного транспорта. Здесь много взаимосвязанных факторов. Активно ведётся строительство в Подмосковье, мы отмечаем рост транспортной подвижности населения. Существующие железнодорожные пути по ряду направлений уже не в состоянии пропустить необходимое количество электричек. Кроме того, наш пассажир с каждым годом предъявляет все более высокие требования к качеству оказываемых ему услуг. Люди отмечают недостаток комфорта, озабоченность вызывают большие интервалы между поездами, их невысокая скорость. Поэтому основными моментами развития пригородного железнодорожного сообщения в настоящее время я бы назвал строительство дополнительных путей на наиболее востребованных людьми направлениях с созданием современных и комфортных транспортно-пересадочных узлов, а кроме того, закупку новых электропоездов, комфортность которых соответствует ожиданиям людей, тратящих ежедневно несколько часов на дорогу.

– Как вы оцениваете взаимодействие правительства Московской области с руководством Московской железной дороги, ОАО «Центральная ППК» по улучшению качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении?
– Думаю, можно дать высокую оценку пониманию транспортных проблем жителей Подмосковья и готовности продуктивно сотрудничать по вопросам повышения качества перевозок пассажиров со стороны руководства ОАО «РЖД», Московской железной дороги, компании-перевозчика ОАО «ЦППК».

– Какие важные совместные решения удалось реализовать в этом направлении?
– В первую очередь это касается строительства дополнительных главных путей на радиальных направлениях. ОАО «РЖД» совместно с правительствами Московской области и Москвы разработана Программа первоочередных проектов развития железнодорожной инфраструктуры в Московском железнодорожном узле в 2012–2020 годы, реализация которой позволит снизить интервал движения электропоездов в часы пик до трёх-пяти минут.
Всего до 2020 года планируется обустроить 48 пригородных станций и построить на территории области 125 км новых железнодорожных путей, которые свяжут скоростным транспортом со столицей крупнейшие города Московской области. Вблизи наиболее крупных станций в Подмосковье планируется организовать транспортно-пересадочные узлы и перехватывающие парковки. Стоимость проекта оценивается в 236 млрд руб.
В качестве основных направлений программы определены первоочередные проекты по строительству до 2020 года дополнительных главных путей и реконструкции железнодорожных линий наиболее напряжённых с точки зрения пассажиропотока радиальных направлений МЖД, в том числе ярославского, горьковского, курского, казанского и белорусского. Помимо этого, в Московской области реализуются и другие масштабные проекты.
Пересаживаться с одной ветки «наземного метро» на другую можно будет при помощи и Малого кольца Московской железной дороги, первый участок которого примет пассажиров уже в конце 2015 года. Полностью завершить реализацию проекта «наземного метро» совместно с правительством Москвы, Минтрансом России и РЖД мы планируем к 2020 году. Это позволит увеличить пассажиропоток до 830 млн пассажиров в 2020 году, снизить интервалы движения поездов, а также повысить уровень комфорта и качества обслуживания пассажиров.
Теперь о том, что касается обновления парка пригородных поездов. В Московском регионе в настоящее время для перевозок в пригородном сообщении используется свыше 500 единиц подвижного состава, из них около 30% имеет срок эксплуатации более 20 лет. Правительством Московской области совместно с ОАО «ЦППК» разработана программа обновления парка пригородных электричек ускоренными темпами. В феврале нынешнего года в присутствии губернатора Московской области между ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» и ОАО «Демиховский машиностроительный завод», выпускающим современные электропоезда, был подписан договор на поставку для ЦППК в этом году 26 электричек ЭД4М. Девять поездов будут перевозить пассажиров на рижском и курском направлениях, девять – на савёловском и смоленском, по два поезда будет поставлено на межобластные маршруты Москва – Калуга и Москва – Владимир, а четыре поезда самой современной 500-й серии будут перевозить жителей Балашихи и Железнодорожного.
Ещё 12 поездов ЭД4М в 2014 году закупает на Демиховском заводе ОАО «РЖД», из них шесть уже поступили в распоряжение ОАО «ЦППК» и перевозят пассажиров на рижском и савёловском направлениях. Два новых электропоезда во втором полугодии вводит в эксплуатацию ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» на маршруте Москва – Тверь. Всего в 2014 году для перевозок жителей Московского региона будет приобретено 40 современных электропоездов.
28 мая 2014 года с Курского вокзала столицы в свой первый рейс по маршруту Балашиха – Москва отправился электропоезд серии ЭД4М 500. Этот состав отличается от эксплуатируемых сейчас современным дизайном, инновационным оборудованием. Кстати, на маршруте Москва – Балашиха с февраля курсируют удлинённые 14-вагонные электропоезда повышенной вместимости. Такой же проект планируется реализовать и на маршруте Москва – Раменское.
С этого года крупнейшая в России пригородная компания-перевозчик ОАО «ЦППК» берёт на себя обязательства по уборке, обслуживанию и текущему ремонту всех платформ на полигоне МЖД. В Подмосковье реализуется проект ответственного перевозчика, который возьмёт в свои руки вопросы улучшения качества обслуживания пассажиров. В рамках этой работы планируются оснащение платформ навесами, скамейками, урнами, ремонт ограждений и лестниц. В 2014–2015 годах на эти цели ОАО «ЦППК» предполагает направить три млрд руб. собственных средств.

– Планируется ли в Московской области увеличение грузооборота за счёт ввода в строй новых промышленных предприятий и можно ли ожидать в обозримом будущем роста объёмов грузовых перевозок железнодорожным транспортом?
– В прошлом году на станциях в Московской области переработано 55 млн т грузов. Основная часть грузов относится к строительным материалам, минеральным удобрениям, нефтепродуктам и чёрным металлам. В перспективе планируется максимально вывести грузовую работу из Московских грузовых дворов за пределы МКАД, для чего уже сегодня реализуются проекты по строительству транспортно-логистических центров в Московской области. В «Программе развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД» в Московском железнодорожном узле» на территории Московской области предусмотрена реализация проектов строительства трёх новых терминально-логистических центров: «Белый Раст» (Дмитровский район), «Ступино» и «Можайск».
Кроме того, инвестиционной программой Московской области «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2011–2020 годах», помимо вышеупомянутых объектов, предусмотрено строительство других комплексных терминально-логистических центров (Дмитровский ММЛЦ на станции Каналстрой, ТЛЦ «Папивино» на станции Клин, ТЛЦ «Рыльково» на станции Можайск, ТЛЦ «Котово» на станции Латышская и др.), расположенных за пределами БМО, а также центров транспортной логистики регионального значения и специализированных терминалов. Реализация этих проектов позволит увеличить объёмы грузовой работы в Московской области до 75 млн т к 2020 году, а к 2025 – до 90 млн т без ущерба для движения пригородных поездов.

– А как обстоят дела с компенсацией областью выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок?
– При организации пригородных железнодорожных перевозок Московская область в полном объёме выполняет обязательства перед компаниями-перевозчиками по компенсации им выпадающих доходов. Важно отметить поддержку Правительства Российской Федерации, благодаря решению которого из федерального бюджета ежегодно выделяются средства в размере 25 млрд руб., что позволяет пригородным железнодорожным перевозчикам оплачивать стоимость инфраструктуры в объёме 1% от установленного размера. Благодаря этому в Москве и Московской области сегодня тариф для населения не убыточен для перевозчика.
Вместе с тем, на нас в полном объёме возложена оплата проезда региональных льготников. В прошлом году из бюджета Московской области ОАО «Центральная ППК» и ОАО «МТ ППК» были перечислены денежные средства на покрытие выпадающих доходов, возникающих в связи с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в размере 1,69 млрд руб., в том числе реструктуризация задолженности за 2010 год – 113,4 млн руб.; компенсация потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся – 448,04 млн руб.
Бюджетом Московской области организациям железнодорожного транспорта на нынешний год предусмотрены денежные средства в размере 2,12 млрд руб., в том числе на покрытие выпадающих доходов, возникающих в связи с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере 1,62 млрд руб.; на компенсацию потерь в доходах в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд ученикам общеобразовательных организаций старше семи лет, очникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 494,68 млн руб. Государственной программой МО «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» предусмотрено финансирование пригородных железнодорожных перевозок из средств бюджета Московской области в период 2014–2018 годов в размере 2,12 млрд руб. ежегодно.

Беседовал
Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30