23 июня 2021 23:22

Не дань моде

Путейцы выходят на новый уровень экологической безопасности

Подразделениями Центральной дирекции по ремонту пути удалось значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду, там всё больше вовлекают во вторичный оборот отходы производства. Как следствие – сокращаются административные штрафы от природоохранных ведомств.
Об этом говорилось и при проведении школы передового опыта в Воронеже, в которой приняли участие главные инженеры 15 территориальных дирекций по ремонту пути, специалисты, экологи. Её участники обменялись опытом, подвели итоги 2013 года, а также наметили целый ряд важных мероприятий до конца нынешнего года. Кроме того, они посетили некоторые объекты территориальной дирекции, ознакомились с опытом утилизации вредных веществ на Юго-Восточной дороге.

Как сообщил главный инженер Центральной дирекции Александр Запольский, в 2013 году выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников были снижены на 62 тонны при плановых 60 тоннах. Сокращён и сброс в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод. И ещё один важный итог обозначил главный инженер: увеличение использования и обезвреживания отходов зафиксировано на уровне 191 тонны вместо предусмотренных 61,6 тонны.
«Это результат своевременно принятых мер по утилизации отработанных шпал, щебня. Ежегодно мы утилизируем более 4 млн шпал, сотни тонн щебня, которые уже не подлежат повторной укладке в путь. Работы в этом направлении будут продолжены и в перспективе»,– подчеркнул Александр Запольский.

Он также отметил, что в последнее время наметилось постепенное снижение сверхнормативных платежей, а основная причина их возникновения – несвоевременная разработка природоохранной документации. Александр Запольский обратил внимание специалистов на то, как важно вовремя реагировать на изменения документооборота в сфере экологической безопасности, а значит, и сводить к минимуму претензионно-исковую работу.

Начальник отдела труда и промышленной безопасности Центральной дирекции по ремонту пути Алексей Матафонов обратил внимание на основные нарушения природоохранной деятельности, выявленные во время проверок государственными контролирующими органами. Например, административные штрафы в размере 130,5 тыс. руб. были наложены на должностные лица за допуск к работам с отходами специалистов, не обученных по специальной программе «Обращение с опасными отходами». По его словам, несмотря на принятые меры экологической безопасности и жёсткий как внутренний, так и внешний контроль, подразделениям за 2013 год предъявлены административные штрафы на сумму более 1 млн руб.
«Это в основном административные взыскания за несоответствие мест накопления отходов установленным требованиям природоохранного законодательства, искажение экологической информации, несоответствие учёта отходов с порядком учёта в области обращения с отходами, утверждённого Минприроды в 2011 году, а также ряд других нарушений»,– уточнил Алексей Матафонов.

Неплохо отработали в дирекции и в первом квартале этого года. Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников сокращены на 0,3%, сбросы загрязнённых сточных вод – на 16%. Вовлечение во вторичный оборот отходов производства и потребления выросло до 42%. Сверхнормативная плата за этот же период не начислена территориальным дирекциям Московской, Горьковской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской и Восточно-Сибирской дорог. И как подтверждение положительной тенденции – сумма за сверхнормативную плату составила 107 тыс. руб. против прошлогодних 791 тыс.

В прошлом году без замечаний Росприроднадзора отработали Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и Забайкальская дирекции.
«Это результат нашей целенаправленной и слаженной работы, а также неукоснительного соблюдения законодательства. Но работы в этом направлении будут проводиться постоянно, чтобы все дирекции вышли на должный уровень экологической безопасности», – резюмировал Алексей Матафонов.

По словам главного специалиста департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Аллы Гладаренко, экологическая грамотность, просвещённость для руководителей стала уже нормой. Она отметила, к примеру, что территория ПМС-138 на Юго-Восточной дороге находится в идеальном экологическом и санитарном состоянии.

В связи с этим напрашивается вывод, что на предприятии ведётся целенаправленная и системная работа по неукоснительному соблюдению распоряжения первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова «О реализации проекта по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов».
«Было видно, что к нашему приезду никто заранее не готовился, это очень важный аспект. Значит, работают здесь системно, по заранее утверждённому плану-графику», – поделилась впечатлениями Алла Гладаренко.

Начальник Центра охраны окружающей среды Юго-Восточной дороги Александр Мазепин считает, что настала необходимость оборудовать специализированные площадки по временному накоплению отработанных деревянных шпал для дальнейшей их утилизации, чтобы минимизировать штрафные санкции. Эти площадки могут быть оборудованы и на территории путевых машинных станций либо на территории сторонних организаций на основании заключённых договоров.

Главный инженер Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути Александр Пименов рассказал о планомерной работе по сбору отходов производственной деятельности, хозяйственно-бытовых и административных зданий, которые сортируются по классам , а затем передаются на утилизацию. Основные отходы 5-го класса составляют железобетонные изделия, натуральная древесина, золошлаки, львиная доля приходится на металлолом, который составляет в дирекции свыше 30 тыс. тонн. Для утилизации отходов заключены договоры со сторонними организациями. Ожидаемый до конца года доход от утилизации отходов составит несколько десятков тысяч рублей.

Подводя итоги, Александр Запольский резюмировал, что «ОАО» РЖД, как основной национальный перевозчик грузов и пассажиров, несёт ответственность за экологическую безопасность, здоровье человека и сохранение окружающей среды. Дополнительную ответственность накладывает и то, что ОАО «РЖД» является экологически ориентированной компанией. Это закреплено и в экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 года, и на перспективу до 2030 года. И то, что экологическая безопасность в компании поставлена во главу угла, – это не дань моде, а веление времени.

Карен Агабабян
Воронеж – Москва

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30