04 декабря 2021 23:44

Поле инноваций

Внедрение передовых технологий диктуется перевозками

Технические новинки, которые потом получали распространение на сети, всегда были визитной карточкой столичной магистрали.
Алексей Щёлоков, начальник службы технической политики МЖД
– Алексей Иванович, ваша жизнь тесно связана с МЖД. Кто оказал на вас, в том числе как на руководителя службы, находящейся на острие технического прогресса, наибольшее влияние?
– Работать на МЖД я начал в 1973 году дежурным по станции Рязань и прошёл фактически все этапы служебного роста.
Все, с кем доводилось трудиться, в той или иной степени оказали позитивное влияние на моё становление. Особо выделяю начальника станции Рязань-1 Михаила Ивановича Найдёнова, который по-отечески обучал меня многим вопросам производственной деятельности.

– С момента образования МЖД была полигоном, на котором обкатывались различные новации. Напомните о тех, которые получили наибольший резонанс?
– Внедрение новых технологий всегда диктовалось необходимостью решения проблем, связанных с перевозками. До 1988 года, когда они динамично росли, инновационная мысль инженеров и специалистов всех уровней была направлена на освоение объёмов. Поэтому рождались соответствующие технологии.
К примеру, технология тяжеловесного движения, направленная на повышение провозной способности за счёт увеличения веса и длины поездов и позволившая повысить эти показатели в среднем на четверть. Увеличение длины пассажирских составов до 24-х вагонов также расширило провозную способность. В пригороде же составность электропоездов возросла с восьми до 10, а затем до 12-ти вагонов.
С 1991-го до 2000-го, когда объёмы перевозок резко упали, на первый план вышли вопросы экономичности и привлекательности перевозок, повышения их доходности. Внедрялись технологии работы с минимальным объёмом ночного труда, оптимизировалась инфраструктура...
В пассажирском движении решалась задача не просто перевезти людей, а предоставить им более высокий уровень обслуживания. Была внедрена технология движения поездов «Спутник» в города ближнего Подмосковья. Организовано движение поездов «Экспресс» между Москвой и рядом областных центров, «Аэроэкспрессов». В 2010 году по горьковскому направлению от Москвы до Нижнего Новгорода пошли «Сапсаны». Параллельный график движения на дороге, когда грузовые, пассажирские и пригородные поезда в Мосузле следовали с одной скоростью, был перестроен сначала на частично параллельный, а затем на непараллельный. Это было очень позитивно воспринято пассажирами.

– Как структурная перестройка повлияла на техническое развитие?
– Работа по ресурсосбережению, внедрению новых, передовых технологий не прекращалась и во время активной структурной перестройки. И сейчас в этой сфере решаются, можно сказать, разнообразные, порой глобальные задачи.
К примеру, в 2013-м объём инвестиций, реализуемых в границах дороги, составил 76,5 млрд руб. В текущем году планируется освоить 84,5 млрд руб.

– Какие направления инновационного развития на полигоне МЖД наиболее актуальны в данный момент?
– В текущем году продолжены крупномасштабные работы по реконструкции железнодорожной инфраструктуры Малого кольца, где в конце 2015 года будет организовано пассажирское движение.
Только в 2013 году на реализацию данной задачи израсходовано 15,8 млрд руб., а в 2014-м запланировано освоить 18,1 млрд руб. Такого грандиозного проекта не было за всю историю Московской железной дороги. Попробуйте представить, в центральной части Москвы, где сосредоточены колоссальные размеры движения – до 600 пар только пассажирских и пригородных поездов в сутки, развёрнуты работы, меняющие технологию функционирования всего Московского железнодорожного узла.

– Чего бы вы пожелали родной магистрали в юбилейный год? – Чтобы и пассажиры, и грузоотправители отдавали предпочтение железнодорожным перевозкам.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31