14 июня 2021 05:32

«Мишке на Севере» предлагают быть национальным достоянием

Газировка «Дюшес», плавленый сырок «Дружба», шоколад «Алёнка» и многие другие советские бренды до сих пользуются доверием и популярностью среди россиян.
Сенаторы предлагают их национализировать и разрешить выпускать эту продукцию всем без исключения.

В Советском Союзе товары под узнаваемыми названиями мог выпускать любой завод или фабрика. Сегодня же большая часть известных марок того времени находится в собственности у частников. Все попытки производить продукцию с аналогичным или похожим названием кем-то ещё сопровождаются громкими судебными спорами.

В 2011 году московская фабрика «Красный Октябрь» обвинила фабрику им. Крупской в нарушении своих прав на товарный знак «Алёнка» – те стали выпускать шоколад «Крупская Алёнка». Тогда ФАС признала питерцев виновными и потребовала прекратить выпуск «Крупской Алёнки», но... разрешила выпускать шоколад «Алёнка» с этикеткой советской эпохи.

В Совете Федерации считают, что необходимо законом разрешить всем фабрикам и заводам, производившим в СССР зарекомендовавшую себя продукцию, продолжить её выпуск.

Против этой инициативы выступает глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников. «Если мы скажем, что эти бренды общедоступны, может пострадать качество продукта, а значит, и интересы покупателей. Ведь на информацию о производителе люди, как правило, не смотрят», – считает он.

Заведующая кафедрой международного бизнеса Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Карпова идею поддерживает, но с оговоркой. По её мнению, предприятия, которые на законных основаниях производили продукцию под конкретным товарным знаком до распада СССР и до принятия патентного закона СССР, могут и дальше выпускать эту продукцию без приобретения какой-либо лицензии.
«Однако нужно понимать, что это за предприятия и какую продукцию они производят. Зачастую при производстве тех же всеми любимых конфет прежними остаются только фантик и название, а вкус уже совсем другой. Если инициатива пройдёт, необходимо чётко регламентировать нормативными актами сохранение качества всеми любимых продуктов. Предприятия, которые появились после распада СССР, должны на общепринятых основаниях покупать лицензию и нести ответственность за качество. При этом никаких специальных ограничений (например, требований покупки сырья у конкретного поставщика) быть не должно», – говорит эксперт.

По словам Натальи Карповой, по российскому рынку может ударить производство этих товаров в других странах. Ту же «Алёнку» сегодня могут производить в Белоруссии, Казахстане или на Украине. «Владелец российского товарного знака должен предпринять все усилия, чтобы зарегистрировать его за рубежом. Так можно будет исключить поступление на наш рынок контрафакта», – пояснила она.

Надежда Россихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30