19 июня 2021 06:01

В ожидании вызова

Работа в восстановительном поезде не позволяет скучать

Участок дороги, который ведёт к портам Ванино и Советская Гавань, сложен по рельефу. Здесь нередки случаи обрушения на путь скальных пород и сходов снежных лавин. А потому работникам восстановительного поезда Совгавань-сортировочная нужно всегда быть готовыми к любым нештатным ситуациям.
На территории, где базируется предприятие, чистота, аккуратные газоны, цветы. Возвышающиеся на платформах краны и бульдозеры выглядят как новенькие.
– Удивляться тут нечему, – говорит начальник поезда Николай Михайлов. – Взять восстановительный поезд, дислоцированный в центре крупнейшей станции Хабаровск-2. Здесь постоянно проходят пассажирские поезда, в том числе международного сообщения. Он просто обязан быть картинкой, поэтому у него и вид прекрасный. Естественно, и другие восстановительные поезда дороги стремятся к такому уровню.

Аварийно-восстановительное формирование в Советской Гавани появилось в начале 1980-х на территории бывшего асфальтового завода. В 1981-м случился крупный сход на станции Токи. Ближайшие от неё восстановители из Высокогорной, а это более 200 км, долго добирались к месту происшествия. В Министерстве путей сообщения после этого приняли решение создать дополнительный восстановительный поезд, в том числе для прикрытия крупного припортового узла.

Николай Михайлов пришёл на предприятие в 1987-м, проработав 13 лет на тепловозе в депо Высокогорная, Гурское, Совгавань. Почти три десятка лет назад восстановительный поезд, которым он сегодня руководит, выглядел иначе. Здания не было, переодевались, обедали, проводили занятия в вагончиках. Из техники имелась пара платформ да тягачи на базе танка Т-34.

Но именно с того времени начались перемены. Собственными силами восстановители возвели административно-бытовой корпус, построили капитальный забор. Постепенно поступала техника, подвижной состав.

Начинавший тогда помощником машиниста подъёмного крана, Михайлов сегодня уже возглавляет предприятие. Сейчас внимание к восстановительным поездам заметно изменилось, констатирует он. Идёт обновление парка, хотя не так интенсивно, как хотелось бы. В частности, требует замены тяжёлый кран серии ЕДК-1000 немецкого производства, выпущенный ещё в 1977 году. Эта мощная машина, отличный помощник для подъёма сошедшего с рельсов подвижного состава, была сделана на совесть, но спустя почти сорок лет эксплуатации требует к себе гораздо большего внимания.

Тем не менее в 2006-м поступил новый кран на гусеничном ходу типа КС, через два года – машина на базе трактора ДЭТ-320. Практически полностью обновлены классные и грузовые вагоны.

С образованием несколько лет назад Дирекции аварийно-восстановительных средств многие вопросы стали решаться проще, говорит начальник поезда. Сейчас совгаванцы ждут мобильный комплекс спутниковой связи, с помощью которого, в частности, можно с места событий передавать видео и получать рекомендации по ходу аварийно-восстановительных работ.

Дельный совет в нестандартных ситуациях ценен, тем более зона ответственности у поезда Совгавань-сортировочная непростая. Во-первых, это однопутный участок. На большей его части нет подъездных автодорог, зато множество лавиноопасных мест, где с одной стороны скала, с другой – обрыв. В июле 2007 года на перегоне Усть-Орочи – Чепсары на головную часть грузового поезда обрушилась скальная порода. Локомотив и 11 вагонов сошли с рельсов. В марте 2009-го во время сильного снегопада машинист грузового поезда заметил движение снежных масс с откоса полувыемки и применил торможение. Сход предотвратил, но больше 20 вагонов завалило снегом. Похожий случай произошёл прошлой весной на перегоне Акур – Людю с пассажирским поездом: из-за лавины сошла с рельсов первая секция тепловоза. К счастью, никто не пострадал.

Такие инциденты нечасты. Для предупреждения обвалов дистанции пути усиливают наблюдение за горными массивами. Организованы специальные бригады, снаряжённые альпинистским оборудованием, биноклями, в их распоряжении снегоходы. Производится оборка скальных откосов. Близ полотна прокладываются улавливающие кювет-траншеи, а на склонах монтируются сетки-барьеры, которые зимой задерживают снежные массы.

Сюрпризы меньшего масштаба восстановителям преподносит и морская стихия. Периодически приходится поднимать сошедшие с рельсов вагоны на пароме, который приходит в Ванино с Сахалина.
– Всегда нужно быть готовым к серьёзным сходам, – говорит Николай Михайлов. – На это и настраиваю коллектив. Правда, чисто психологически людям сложно, не все выдерживают. Конечно, есть ежедневная работа и выходные, но даже в праздники нужно быть на связи и готовым подняться по вызову, причём в любую погоду. Бывает, за весь год приходится всего раз выезжать на место чрезвычайного происшествия, и этот случай как момент истины – высвечивает, на что ты способен. Естественно, регулярно проводятся тренировки (за местом дислокации поезда есть учебный полигон, плюс на территории предприятия имеется вагон-тренажёр для отработки навыков, к примеру, с башмаками-эвакуаторами), в том числе совместные с аварийно-полевой командой из Совгаванской дистанции пути.

Напоследок спрашиваю Николая Михайлова: не жалеет, что когда-то пришлось поменять профессию?
– Нисколько, я же остался на железной дороге, – отвечает он. – А работа в восстановительном поезде интересна, не даёт задремать. Знать, конечно, нужно многое: особенности работы и машиниста крана, и тракториста. А предприятие наше стабильное. Да, в 1990-е годы, когда упали перевозки, штат сократили до девяти человек, но мы выстояли. Теперь коллектив вдвое больше. Думаю, худшее время позади. Главное, чтобы были люди, преданные своему делу.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Советская Гавань –
Хабаровск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30