17 июня 2021 00:15

Системный конфликт

Когда кабина машиниста перегружена дублирующими друг друга информационными блоками и устройствами, считываемая с них информация может отличаться.
По словам главного инженера эксплуатационного локомотивного депо Самара Виталия Жидова, на пассажирских электровозах установлены две основные системы различного назначения.

Главный прибор, отвечающий за безопасность движения, это комплексное локомотивное устройство безопасности – КЛУБ. Ещё есть система автоматического управления тормозами – САУТ. В КЛУБ вносится электронная карта с основными параметрами движения по маршруту. Аналогичные параметры вносятся в базу данных САУТ.
«Но иногда случаются расхождения в параметрах маршрута в этих двух системах. Например, указываются разные расстояния до светофора. Машинист должен сбросить скорость, но вынужден решать самостоятельно, какому прибору доверять, полагаясь на свой опыт и знание маршрута. Он делает запись на ленте скоростемера о несоответствии, а замечания устраняются в сервисных центрах ремонтных локомотивных депо. Но спустя время опять возникают такие расхождения», – рассказал главный инженер.

По словам машиниста эксплуатационного локомотивного депо Воронеж-Курский Александра Грибанова, системы КЛУБ и САУТ в основном конфликтуют из-за ограничения скорости: одна позволяет ехать чуть быстрее, вторая требует снизить скорость.
«В принципе обе системы могут работать друг без друга, – продолжил машинист. – С одной стороны, КЛУБ был бы предпочтительнее, он современнее. Зато САУТ руководствуется не только данными, «зашитыми» в память, она снимает информацию с пути. В итоге данных у него больше, что вроде бы хорошо, но чаще отвлекает именно САУТ».

Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Александр Мисютин отметил, что последние версии САУТ работают исправно.
«Однако первые модификации этой системы были несовместимы с устройством контроля бдительности машиниста», – подчеркнул он.

По словам Виталия Жидова, причины конфликта систем разные. Значения расстояний или скорости вносили в разное время, или некоторые данные потеряли свою актуальность. Например, параметры скорости меняются практически ежедневно в зависимости от состояния пути, ведь происходит его ремонт или обнаруживается дефект – и устанавливаются ограничения скорости на участке.

Для решения проблемы необходимо своевременно проводить корректировку параметров на носителях, но это непросто. Дело в том, что данные в КЛУБ заносят специалисты разных предприятий, которые находятся в Москве и Екатеринбурге и обслуживают всю сеть.

Галина Лучкина


Справка «Гудка»
Основные приборы безопасности локомотивов:

АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия, принимает с рельсов коды, выводит их на локомотивный светофор, при превышении скорости подъезда к красному срывает электро­пневматическим клапаном (ЭПК) экстренное торможение, также проверяет бдительность.

КЛУБ – комплекс локомотивных устройств безопасности, осуществляет приём, дешифровку сигналов автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) и отображение на светофоре показаний находящегося впереди напольного светофора; контроль разрешённой скорости в зависимости от показаний АЛС и электронной карты участка обращения локомотива. В функции комплекса также входит автоматическая остановка поезда перед светофором с запрещающим показанием на кодированном участке, недопущение несанкционированного движения локомотива, регистрация параметров движения и основных показателей работы системы, определение местонахождения, контроль бдительности машиниста, блокировка от скатывания, определение состояния системы тормозного оборудования.

ТСКБМ – телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, предназначена для непрерывного контроля работоспособности машиниста по электрическому сопротивлению кожи запястья.

САУТ – система автоматического управления торможением поездов, обеспечивает ограничение скорости в зависимости от показания локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка, допустимых скоростей движения и среднего уклона.

КПД – комплекс передачи данных, обеспечивает измерение, индикацию и регистрацию скорости, ускорения, пройденного пути, времени, другой скоростемерной информации, а также сигнализацию превышения контролируемых скоростей локомотива.

БЛОК – безопасный локомотивный объединённый комплекс, выполняет приём и обработку информации непрерывных рельсовых каналов, устройств точечного канала САУТ, определяет параметры движения, формирует информацию о значениях целевой и допустимой скорости, защищает от скатывания, контролирует бдительность и бодрствование машиниста по личным физиологическим параметрам, выбирает вид и режим торможения, исключает любые виды торможения в случае выявления боксования колёсных пар по результатам обработки данных датчиков пути и скорости.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30