23 июня 2021 12:06

По полному циклу

Создаётся единая система сервисного обслуживания устройств автоматики и телемеханики

Массовое внедрение микропроцессорной техники в хозяйстве железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) требует выработки единого подхода к сервисному обслуживанию с дальнейшим повышением его качества.
Техническая политика компании в области автоматики и телемеханики направлена на внедрение современных, надёжных и эффективных технических средств, показатели и функциональные возможности которых должны быть дифференцированы в зависимости от грузонапряжённости линий и интенсивности движения поездов. Одновременно разрабатываются механизмы обеспечения принципов рыночной экономики в части перехода от конкуренции различных систем к конкуренции их изготовителей. ОАО «РЖД» должно быть защищено от ценового диктата фирм – изготовителей технических средств инфраструктуры.

Управлением автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» совместно с Проектно-конструкторско-технологическим бюро железнодорожной автоматики и телемеханики в качестве пилотного варианта разрабатывается проект технической эксплуатации объектов инфраструктуры Малого кольца Московской дороги (МКЖД). Проектом предусматривается заключение длительных контрактов ОАО «РЖД» с разработчиками и изготовителями систем и устройств ЖАТ на всех этапах жизненного цикла, включая правовые аспекты отношений и степень ответственности.

Начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Насонов пояснил, что в качестве опытного полигона данный участок МЖД выбран в связи с тем, что с реконструкцией Малого кольца резко возрастёт пассажиропоток и сократятся интервалы движения поездов. Следовательно, Малое кольцо будет работать в режиме наземного метро, что предполагает наличие самой современной инфраструктуры, включая системы ЖАТ.

Как отметил Геннадий Насонов, результатом данного проекта должно стать повышение надёжности систем ЖАТ.

В долгосрочном договоре будет определена ответственность изготовителей и разработчиков за сервисное обслуживание систем автоматики и телемеханики, предусмотрена и его возможная пролонгация.
«Это своевременный и эффективный подход, продиктованный инновационными технологиями, который позволит оперативно и качественно решать вопросы по ремонту и обслуживанию систем ЖАТ. Также повысится срок эксплуатации устройств СЦБ, что немаловажно в условиях бережливого производства и дефицита денежных средств, выделяемых на обслуживание устройств автоматики и телемеханики», – говорит Геннадий Насонов.

По словам заместителя начальника отделения ОАО «НИИАС» Руслана Боклажкова, в рамках реализации проекта по реконструкции и развитию МКЖД будет применена инновационная технология интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками на перегонах и главных путях станций как в автоматическом, так и в ручном режимах управления. В основе решения заложено использование аппаратно-программного комплекса аппаратуры рельсовых цепей тональной частоты микропроцессорной автоматической блокировки АБТЦ-МШ, разработанной специалистами головного института отрасли ОАО «НИИАС» в сотрудничестве со специалистами одного из ведущих электротехнических заводов страны в области микропроцессорной техники ОАО «ЭЛАРА». Применение инновационных технологий и новых методов управления обеспечит высокую безопасность движения поездов.

По результатам внедрения будет рассмотрен вопрос о возможности последующего тиражирования применяемого комплексного подхода на сеть, и в первую очередь на участки Восточного полигона. В настоящее время рабочей группой совместно с разработчиками и изготовителями внедряемых технических средств ведётся подготовка нормативной и договорной документации, определяющей технологические и правовые аспекты проекта введения единой системы по разработке, производству и сервисному обслуживанию устройств ЖАТ.

По словам Геннадия Насонова, с переходом на микропроцессорную технику в данных системах потребуется решение вопросов, связанных с особенностями их эксплуатации. Кроме того, микропроцессорная техника требует выполнения процедур обеспечения информационной и кибербезопасности, электромагнитной совместимости, защищённости от грозовых и коммутационных воздействий. Вот почему очень важно, чтобы изготовление и последующее обслуживание таких сложных систем находилось в одних руках – в единой сервисной системе.

Директор ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД» Виталий Кайнов подчеркнул, что процесс внедрения современных микропроцессорных систем и устройств ЖАТ ведётся на системном уровне. К примеру, на сети ОАО «РЖД» современными системами микропроцессорной диспетчерской централизации оборудовано 42,9 тыс. км. Такие системы, как «Сетунь», «Тракт», «ЮГ», обеспечивают возможность централизованного диспетчерского управления движением поездов на трёх тысячах станциях, или на 238 диспетчерских участках. Кроме того, системами диспетчерского контроля за движением поездов оборудовано более 40 тыс. км пути.

Одновременно микропроцессорные системы доказали свою эффективность и надёжность на одном из самых загруженных и ответственных скоростных участков Санкт-Петербург – Москва, а также обеспечивали безопасность движения поездов на олимпийских объектах в Сочи.

Основы принципов сервисного обслуживания были заложены ещё в 2008 году, для этого специалистами ПКТБ ЦШ был разработан ряд необходимых документов для нормативно-технического и технологического обеспечения. Однако современный уровень развития средств ЖАТ потребовал новых инновационных подходов.

Геннадий Насонов уверен, что невозможно обеспечить бесперебойное функционирование сложных устройств и систем, применяемых сегодня в инфраструктуре компании, без организации надлежащего и качественного обслуживания. Вот почему на совещании по вопросам сотрудничества ОАО «РЖД» с компанией «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» в области развития микропроцессорных систем управления движением поездов у старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича была отмечена целесообразность вовлечения ресурсов разработчиков и изготовителей средств ЖАТ в процессы технической эксплуатации объектов инфраструктуры Малого кольца Московской дороги. В целях обеспечения бесперебойной работы систем и устройств ЖАТ по всем объектам инфраструктуры Малого кольца ОАО «ЭЛТЕЗА» и «Бомбардье Транспортейшн АБ» было предложено сопровождение и обслуживание технических средств инфраструктуры, включая вопросы ответственности, осуществлять на основе длительных контрактов с ОАО «РЖД» на всех этапах жизненного цикла.

Сегодня в Управлении автоматики и телемеханики ЦДИ идёт напряжённая и целенаправленная работа по созданию единой системы сервисного обслуживания. В процессе участвуют разработчики и изготовители микропроцессорных систем и устройств ЖАТ. Итогом работы должно стать определение единых подходов при разработке регламентирующей и нормативной документации, определяющей технологические и правовые аспекты процессов технической эксплуатации инновационных систем.

И в заключение хочется добавить, что редакция будет внимательно следить за ходом реализации пилотного проекта и информировать о нём своих читателей.

Карен Агабабян


Схема развития Малого кольца Московской железной дороги
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30