16 июня 2021 02:21

Помню запах тайги

Кажется, это было вчера: Москва, Кремлёвский дворец съездов и наш комиссар Владимир Мучицын докладывает, что Первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд готов выполнить задание Родины.
А потом был Ярославский вокзал и проводы нашего специального поезда, который шёл через всю страну с митингами на крупных станциях. Нас всюду встречали, как героев.

Мы понимали, на что идём. Знали, что в далёком таёжном краю легко не будет. Но все рвались на передний край.

Помню, приехали в маленький посёлок Тындинский. Вышла я из автобуса, вздохнула: а воздух такой чистый и свежий, как дома в Дзержинске Горьковской области. Только там он хлебом пахнет, а здесь тайгой. Понравились нам и новые общежития, в которых нас разместили. А больше всего пришлись по душе теплота и сердечность здешних людей. Нас приняли в свою семью транспортные строители. Кстати, первая улица, которую они построили в посёлке, не случайно называлась Усть-Илимской.

Нашими наставниками на БАМе стали люди, строившие знаменитые дороги Абакан – Тайшет и Хребтовая – Усть-Илимская, Герои Социалистического Труда Феликс Викентьевич Ходаковский, Виктор Иванович Лакомов и многие другие. Мы многому у них научились. И самому главному – успешно преодолевать трудности. Все мы до БАМа работали в западных городах Союза. Условия там совсем иные, не такие суровые. А здесь приходилось учиться заново. Как, например, каменщику приготовить раствор на 50-градусном морозе? Как сделать его качественным, если песок мерзлый, весь комьями? Выручала рабочая смекалка: и сито для песка изобрели, и как сделать обогрев придумали.

С опытом приходило мастерство, которого очень не хватало вначале. В этом неоценимую помощь нам оказали знатные строители страны, Герои Социалистического Труда Николай Злобин, Владимир Копелев и Нина Морозова. Они приехали к нам на БАМ поделиться опытом. Николай Анатольевич Злобин целый день у нас на участке провёл и советы дельные дал, как переходить на бригадный подряд. А потом на кладке стен дома и мастер-класс показал. Было чему поучиться.

Всё-таки удивительно много может сделать человек, если он по-настоящему озабочен воспитанием рабочей смены. После поездки к нам Злобин создал на базе своей бригады в подмосковном Зеленограде школу передового опыта для бамовских бригадиров. И её прошли сотни руководителей комсомольско-молодёжных бригад. Они вместе с опытными строителями поработали на столичных объектах. Многие потом перешли на работу по злобинскому методу. Он отвечал девизу нашего движения «Я – хозяин стройки!» Творческое отношение к делу – вот его основа. Отсюда множество починов, которые родились на БАМе, и новые формы соревнования: за право пойти в десант, работать на именной технике, участвовать в укладке «золотых» и «серебряных» звеньев магистрали, стать пассажиром первого поезда...

Стройка набирала темпы и размах. Ушли на север, восток и запад строительные десанты, и там на отвоёванных у тайги площадях вырастали новые посёлки, укладывались первые километры стальной колеи. Вместе с дорогой росли и мы. Я приехала на стройку каменщицей. Потом окончила вуз и стала инженером. БАМ для меня – это молодость, счастье, верные друзья. Здесь родилась моя семья и мои дети. Мы все вложили в эту стройку много сил. Во всём наш труд и наше вдохновение – от первого километра магистрали до нового города, появившегося на карте. Мы хотели, чтобы каждый километр БАМа стал эталоном качества, а новый город на трассе – образцом современного зодчества и чтобы всё это вместе называлось: красивая дорога и красивые города. И это у нас получилось!

Татьяна Васина,
депутат Верховного
Совета РСФСР (1975 – 1980 гг.)

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30