04 декабря 2021 19:16

К реконструкции БАМа нужно привлечь научные организации

Недавно начались изыскательские работы в рамках проекта по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.
Результаты исследований, проводившихся на протяжении многих лет сотрудниками нашей станции, показывают, что самой распространённой деформацией земляного полотна БАМа являются осадки насыпей (до 94% всех дефектов).

Они вызваны деградацией многолетнемёрзлых оснований, переувлажнением грунтов, попадающих в зону сезонного промерзания, и другими факторами. Способствуют деформации полотна также неисправные водоотводы и русла искусственных сооружений, провоцирующие развитие застойных водных образований, термокарста и фильтрационных потоков через тело насыпи. Внезапные, опасные для движения поездов тепловые деформации нами зафиксированы при оттаивании льдов, лежащих под основанием насыпей.

В целом же уровень эксплуатационной надёжности земляного полотна БАМа сейчас существенно ниже уровня надёжности верхнего строения пути. Поэтому повышение поездной нагрузки может привести к увеличению интенсивности пластических деформаций насыпей, что может стать препятствием к росту грузооборота.

Для усиления эксплуатационной надёжности земляного полотна необходимо решить проблему дефицита водопропускных сооружений на нестабильных участках пути. При этом нужно шире использовать фильтрующие насыпи, которые не требуют дополнительных затрат на текущее содержание и не приводят к деградации мерзлоты.

Также при всех видах реконструкции пути нужно обязательно ремонтировать водоотводные сооружения. Причём новые канавы следует размещать не далее 5 м от подошвы земляного полотна.

На центральном и западном участках БАМа для устранения тепловых и пластических деформаций насыпей с подземными льдами следует применять охлаждающие скальные конструкции из морозостойкого камня в сочетании с гидроизолированным водоотводом.

Особое беспокойство вызывает восточный участок магистрали, где земляное полотно однопутное. При отсыпке полотна под второй путь после оттаивания мерзлоты там могут начаться деформации насыпей. К решению проблемы надо привлечь научные организации и в сжатые сроки начать опережающее опытно-экспериментальное строительство. Учёные помогут разработать и проверить на практике различные противодеформационные конструкции. Затем по результатам испытаний нужно будет выбрать наиболее эффективные, технологичные и дешёвые варианты для применения в массовом строительстве.

А для повышения качества изысканий, проектирования и ремонтов полотна предлагаю ввести в договорную практику гарантийный период (не менее 5 лет) на эти работы. Технический надзор за реализацией проектных решений должна выполнять проектная организация. Если в течение гарантийного периода деформации земляного полотна не будут стабилизированы, а у проектной организации не было претензий к строителям, то повторный ремонт земляного полотна должен быть выполнен за её счёт.

Игорь Гаврилов,
заместитель начальника
мерзлотной станции
Центра ИССО ОАО «РЖД»
Тында

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31