23 июня 2021 12:23

Недетская личина «стрит-арта»

«Граффитчики» становятся старше, организованнее и… злее

Железная дорога всегда страдала от вандализма, но если раньше хулиганство носило спонтанный характер, то сейчас с уверенностью можно говорить об организованных сообществах, поставивших своей целью наносить ущерб железной дороге.
По словам начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УТ МВД России по ЦФО майора полиции Елены Коренковой, наиболее опасные из них те, кого железнодорожники называют «граффитчиками».

В 2012 году на железнодорожных объектах Центрального федерального округа, по данным транспортной полиции, было зарегистрировано 115 фактов граффити, в 2013 их уже было 214, а за пять месяцев 2014 года это число достигло 170. Из них 153 пришлись на полигон МЖД.

Можно подумать, что нет ничего страшного в том, что молодые (и не очень) люди занимаются самовыражением не с монтировкой в подворотне, а с баллончиком краски у стены. На Западе некоторые из этой братии уже стали признанными художниками, и для их работ появился термин «стрит-арт». Возможно, так оно и было, пока кому-то из «художников» в голову не пришло обратить внимание не только на стены заброшенных домов и заборов, но и на электрички. Причём, на ходу, с риском для жизни как самих «граффитчиков», так и пассажиров.
– Мы подразделяем «граффитчиков» на разные группы. Одни из них – более или менее легальные, которые рисуют «всего лишь» на стенах. Они попадают под нарушение административного законодательства. Но есть и так называемые «бомберы» (от слова «бомбить», на молодёжном сленге делать что-то очень быстро – прим. автора), – рассказывает Елена Коренкова. – «Бомберы» малюют на объектах железнодорожного транспорта, высший пилотаж для них – раскрасить электричку на остановке. Я процитирую одного из задержанных «бомберов»: «Важно для нас не качество и количество, а скорость. Главное – не то, что ты рисуешь, а где ты это делаешь, чем опасней и незаконней место, тем круче».

Активизировались «граффитчики», как видно из приведённой выше статистики, в прошлом году. Раскраску электрички во время остановки на платформе Мичуринец, о которой широко рассказали СМИ, они сочли своей победой и стимулом к дальнейшей деятельности. Началась «эпидемия». Раскрашивали если не всю электричку, то часть состава – по три, шесть вагонов, причём целиком, вместе со стёклами. Действуют нагло – срывают «стоп-краны», угрожают машинистам и пассажирам травматическим оружием и бейсбольными битами. Двое сотрудников вневедомственной охраны получили повреждения роговицы глаз в результате использования против них баллончиков с краской. Неудивительно, что данной проблемой уже занялся отдел транспортной полиции по борьбе с экстремизмом.
– Такие действия уже подпадают не под ст. 214 УК РФ – вандализм, а под второй пункт ст. 213 – хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, – сообщает моя собеседница. – В этом случае полиция уже имеет право на такие оперативные действия, как прослушка телефонов и слежка через интернет.

У «граффитчиков» есть свои сообщества в соцсетях, но в наиболее серьёзные попасть со стороны практически невозможно – нужно в интернете выложить свои работы, тебе должны дать характеристику известные «граффитчики», и только после этого тебя включают в группу. Это только кажется, что такое творчество анонимно, на самом деле под каждым рисунком есть индивидуальная подпись – «тег». «Ни один рисунок не должен остаться без тега», – гласит неформальный кодекс «граффитчиков».
– Мы создали открытую группу в соцсетях «Молодёжные движения и их последствия», так они сами заходят туда и похваляются: «Вы нас не поймаете», – говорит Елена Викторовна. – И, что интересно, среди них есть и взрослые, семейные люди. Мы выявили участников 31 акции из 170. Как оказалось, кроме 26 несовершеннолетних, там были 14 взрослых. Последние хорошо организованны, на дело выезжают на своих машинах. Это для них как «квест», вроде популярных несколько лет назад «ночных дозоров» и «патрулей».

Но полиция тоже не сидит сложа руки. Наибольший процент раскрываемости фактов «граффити» отмечается в линейных отделах на станциях Москва-Киевская (30%), Москва-Белорусская (40%) и Москва-Курская (19%). Всего в ЦФО по данным правонарушениям заведено 75 уголовных дел.

Но есть и проблемы. Так, оперативные данные говорят о том, что «граффитчики» «покупают» электрички – то есть отдают кому-то взятку, чтобы он не мешал им заниматься «искусством».
– И это, скорее всего, не охрана, поскольку тех штрафуют за допущенные факты вандализма. Сами «граффитчики» на своих сайтах говорят о машинистах… – замечает моя собеседница.

Кроме того, выяснилось, что моторвагонные депо зачастую замалчивают факты вандализма, что осложняет работу полиции.
– Кстати, о таких случаях нам сообщили специалисты ОАО «ЦППК», которые заинтересованы в сохранности собственного имущества. Мы уже провели с ними ряд совещаний и разработали меры по предотвращению вандализма. В частности, ЦППК планирует создать «горячую линию» и распространить её телефон на стикерах, – рассказывает Елена Коренкова.

Борьба с «граффитчиками» – дело важное. Движение набирает такую популярность, что появились сведенья о запуске в Подмосковье производства баллончиков с краской для «стрит-арта».

Тем временем «уличное искусство» на дороге собирает первые жертвы. Так, в апреле группа ребят, которые на савёловском направлении рисовали на опорах моста, так увлеклись процессом, что не заметили подходившего поезда. В итоге один мальчик получил травмы, а девочка до сих пор находится в реанимации… Несложно предположить, что, если не остановить эти «художества», жертв будет больше.

Александр Чеков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30