22 июня 2021 15:56

Женское начало

Недавно поезду «Красная стрела» исполнилось 83 года. Наталья Стулова стала первой женщиной – начальником этого поезда.  
Традиции на железной дороге – вещь почти незыблемая. Среди бригад и начальников поезда «Красная стрела» Наталью Стулову так и называют: «наша Терешкова». Однако её заслуга не в том, что она первая женщина – начальник «Красной стрелы», а в том, какой путь она прошла, чтобы стать первой.

Наталья Стулова пришла на железную дорогу в 1984 году, когда ей было 26 лет. 10 лет она работала проводником в пассажирских поездах. «Наш общий знакомый, начальник поезда, постоянно подтрунивал над Натальей, что, мол, ты не знаешь этого, – рассказывает проводник Ирина Ольховская. – Она тогда сказала: «Я ему докажу, что всё знаю, что способная».

Через некоторое время Наталья Стулова закончила дополнительные курсы и появилась на пороге кабинета начальника вагонного участка с заявлением, что хочет стать начальником поезда. К слову, и сейчас в вагонном участке Санкт-Петербург-Московский женщин – начальников поездов можно по пальцам пересчитать, а в середине 90-х их не было вообще. «В то время это было удивительное желание, ведь традиционно начальниками поездов были мужчины, всё-таки работа тяжёлая и требует очень много сил. Начальник участка, конечно, принял желание Натальи Леонидовны к сведению, но заметил, что вряд ли женщина сможет быть начальником поезда. На что она ответила, что будет обязательно. И слово сдержала», – говорит заместитель начальника резерва проводников вагонного участка Санкт-Петербург-Московский Дмитрий Руженков.

Два года Наталья была начальником поезда Санкт-Петербург – Вычегорск, потом её перевели на поезд Санкт-Петербург – Невель. Стулова почти сразу заработала себе репутацию грамотного, ответственного и добросовестного специалиста: что бы ей ни поручали, всё исполнялось, и точно в срок. Она была требовательна к себе и к своей бригаде, не давая при этом никого в обиду. Но одно дело слыть хорошим начальником поезда, а совсем другое – подтвердить свою высокую оценку делом. В январе 2000 года бригада Натальи Стуловой попала в крушение: её поезд на скорости свыше 100 км/ч столкнулся с грузовым. В результате электровоз пассажирского поезда и два вагона сошли с рельсов. «В таких ситуациях многое зависит именно от начальника поезда. Это был январь, жуткий мороз, и благодаря грамотным действиям Натальи Леонидовны никто не замёрз, удалось избежать многих жертв. Бригада вытащила из электровоза помощника машиниста. Для любого начальника поезда это огромное испытание, проверка на прочность. А у неё тогда и стаж был небольшой, всего шесть лет», – рассказывает Дмитрий Руженков.

Чуть позже, в феврале того же года, Наталья получила награду – знак МПС «Почётный железнодорожник». Она перешла работать на поезд «Северная Пальмира», позже на поезд «Две столицы». А её 213-я бригада следовала за ней. «Я работала с Натальей Леонидовной на поезде «Две столицы», и когда она предложила вместе с ней пойти на «Красную стрелу», я с радостью согласилась. Знала, что за этим человеком как за каменной стеной. Она была строгим начальником, но её замечания всегда были справедливы и направлены на главную цель – чтобы работа была сделана хорошо и во всём был порядок», – рассказывает проводник Елена Андреева.

На «Красную стрелу» Наталья Стулова пришла в 2010 году. «Я помню её первый рейс, это была суббота, апрель. Мы должны были отправляться из Петербурга, она волновалась. Нужно было текст читать по громкой связи, и Наталья Леонидовна перечитывала этот текст несколько раз, тщательно выбирала интонации», – рассказывает Ирина Ольховская.

В работе на «Красной стреле» мелочей не бывает – так говорят и руководители, и сами начальники этого поезда. Поэтому надо, что называется, держать марку. «Пассажир должен проехать на «Красной стреле» и на всю жизнь это запомнить. К пассажирам надо относиться с душой. Когда не знаете, как поступить, поступите по совести, встаньте на сторону пассажира. Иногда даже тон бывает оскорбительным, и проводника надо учить даже таким мелочам. Когда пришла Наталья, она вместе с высочайшим классом обслуживания привнесла женское начало – любовь к пассажирам. И эту любовь она передавала подчинённым», – говорит начальник поезда «Красная стрела» Владимир Соколовский.

Собравшиеся в купе проводники вспоминают эпизоды, когда им было трудно договориться с пассажиром, а Наталья Леонидовна умела за пять минут изменить ситуацию так, что в следующий раз того же пассажира обнимала на платформе, встречая как самого дорого гостя. И люди отвечали взаимностью.

8 мая Наталье Стуловой пришла очередная благодарность от руководства. Она была очень счастлива, а вечером отправилась в рейс, во время которого её внезапно не стало. Бригада рассказывает о ней сквозь слёзы. Со стороны они больше напоминают семью, потерявшую дорогого человека. «Пассажиры пока не спрашивали. Со временем поймут и спросят, почему её нет. Ведь был женский голос. А теперь его нет. Голоса «нашей Терешковой», – говорит проводник Юлия Дроздова.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30