21 июня 2021 00:12

Всё остаётся людям

Николай Николаевич Бондюк всегда находился в самой гуще профсоюзной жизни

Город железнодорожников Рузаевка всегда гордился своими рабочими династиями, сильными руководителями, простыми тружениками, на защите интересов которых неизменно стояли профсоюзы.
Районный комитет профсоюза Рузаевского отделения Куйбышевской дороги был создан в 1946 году. В разные годы его возглавляли преданные профсоюзному движению люди, такие как Василий Ефимович Клянчин, Виктор Митрофанович Камышников, Николай Денисович Тимарь. 21 год, вплоть до ухода на пенсию, райпрофсожем руководил Николай Николаевич Бондюк, удостоенный ордена «Знак Почёта» и медали «За трудовую доблесть». На днях он отметил свой 85-летний юбилей.

Сегодня, уже на склоне лет, оценивая прожитое, Николай Николаевич с гордостью говорит, что в жизни ему повезло: и в том, что в 1947-м сделал правильный выбор профессии, поступив в Московский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, и в том, что всю жизнь находился в самой гуще профсоюзной работы.

С профсоюзом Николай породнился ещё во время учёбы в техникуме. К вступлению в эту организацию он отнёсся довольно серьёзно, такой обдуманный шаг как бы подтверждал: теперь он взрослый, самостоятельный человек. Вскоре его избрали казначеем профкома техникума на общественных началах.

Работы хватало: сбор членских взносов, оплата труда руководителей кружков художественной самодеятельности, организация и оплата лекций, экскурсий, коллективных посещений театров и музеев, выдача талонов на питание в студенческой столовой, материальной помощи студентам и т.д. А ведь ещё надо было учиться. Впрочем, общественная деятельность не мешала учёбе. За три с половиной года своего казначейства у Николая сложилось твёрдое убеждение: профсоюзная работа интересна, важна и необходима в любом трудовом коллективе. И это убеждение с годами только крепло.

После окончания техникума с отличием Николай подал заявление во Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта (ВЗИИТ) и получил направление в паровозное депо станции Сасово. Ему предложили должность техника, но Николай попросился на паровоз. Администрация депо в обстоятельства и его аргументы вникать не стала и в просьбе просто отказала. Тогда он обратился за помощью в профком, там посоветовали написать в управление дороги. Николай этим советом воспользовался. Через три дня из управления пришло указание предоставить ему работу помощника машиниста паровоза.

В депо сначала был помощником машиниста, а позже стал машинистом.

Николай всегда уважительно относился к деятельности профсоюза. Впоследствии, уже в должности главного инженера, затем начальника депо, он все вопросы жизни коллектива решал вместе с профкомом, опирался на его актив, прислушивался к мнению его членов. Ведь там, в различных комиссиях, работали пользующиеся уважением и авторитетом порядочные и ответственные люди, хорошие производственники.

В 1953 году Николай Бондюк переезжает на станцию Ковылкино Куйбышевской дороги, где продолжает работать машинистом паровозного депо. А вскоре его избирают секретарём комитета комсомола предприятия. Комсомольская организация небольшого депо насчитывала в то время чуть более ста человек.

В этот период ширилось соревнование за вождение тяжеловесных поездов. Комитет комсомола по предложению Николая выступил инициатором создания комсомольско-молодёжного паровоза. Администрация депо, профком и партийная организация эту инициативу поддержали. Так на предприятии появился паровоз ЭР 788-08 с надписью впереди «Комсомольский».

В апреле 1955 года Николая Николаевича назначают инженером депо станции Ковылкино. Начальником этого предприятия в то время был Владимир Тимофеевич Стрельников – инженер по образованию, трудолюбивый, добросовестный, порядочный человек, которому впоследствии было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. У молодого инженера, комсомольского вожака, было с ним полное взаимопонимание и доверие.

Для решения многочисленных производственных задач опять же по предложению Николая была создана творческая бригада, состоящая из техника, мастера по ремонту паровозов, станочника-универсала и электросварщика. Коллектив, который возглавил сам Бондюк, работал, не считаясь со временем. У каждого его члена было не менее десятка рационализаторских предложений.

Приобретённый за эти годы опыт работы и общения с людьми очень пригодился Николаю в локомотивном депо Рузаевка, куда он позже перевёлся на должность инженера.

Семидесятые годы были важным этапом в развитии Рузаевского отделения дороги: прокладывались вторые пути, участки оборудовались автоблокировкой, вводилась электрическая централизация стрелок, увеличивались объёмы перевозок пассажиров и грузов, строилось жильё. В трудовых коллективах царил подъём. Высокий уровень эксплуатационной работы позволял успешно решать и многие социальные вопросы, выделять денежные средства на поощрение лучших, что, в свою очередь, не могло не сказываться на увеличении производительности труда, укреплении дисциплины. Так что у отделенческой профсоюзной организации работы хватало: приходилось заниматься проблемами, связанными с оплатой и охраной труда, улучшением жилищных и бытовых условий работников и их семей, отдыхом. И здесь многое зависело от лидера. В 1973 году Николая Николаевича Бондюка избирают председателем райпрофсожа, тем самым высоко оценив его организаторские способности и деловые, человеческие качества. И, как оказалось, коллектив не прогадал. Более двадцати лет на посту председателя говорят сами за себя.
«Отдав большую часть жизни профсоюзной работе, – говорит Николай Николаевич, – я на собственном опыте убедился в том, что самое важное в ней – умение находить общий язык с людьми, не только слушать, но и слышать, быть готовым отстаивать их интересы. Только с этих позиций профсоюз может достойно выполнять главное своё предназначение – стоять на защите прав трудящихся».

За долгие годы своей общественной деятельности Николай Николаевич избирался депутатом Ковылкинского и Рузаевского горсоветов, был членом Мордовского областного совета профсоюзов, членом дорожного комитета профсоюзов. Он награждён десятками почётных грамот Президиума ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Президиума Верховного Совета Мордовской АССР, дорпрофсожа Куйбышевской дороги, Мордовского областного совета профсоюзов и других организаций. А главное, он всегда охотно делился своим богатым опытом общественной работы, от души помогал людям.

Вячеслав Иванов
Рузаевка
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30