23 июня 2021 23:58

В ответе за каждого

В ОАО «РЖД» будет выстроена новая система подготовки локомотивных бригад

Компетенция и ответственность всех, кто должен заниматься вопросами подготовки и переподготовки, тестирования, а также допуска к работе машинистов и инструкторов, должны неизменно повышаться.
На этом акцентировал внимание первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов на разборе обстоятельств и причин столкновения грузовых поездов, произошедшего 5 июня на перегоне Решеты – Ревда Екатеринбургского региона Свердловской дороги.

Он подчеркнул, что вчерашние методы подготовки, используемые тесты уже «притупились и замылились», стали легко прогнозируемы, а алгоритм ответов на них давно подобран и уже не является каким-то секретом. Поэтому вся подготовительная база нуждается в немедленной актуализации.

При этом, по словам Вадима Морозова, сегодня ничем не подменишь живой и вдумчивый подход руководителей эксплуатационных предприятий, будь то начальники депо или их заместители, к каждому подчинённому. Не менее важна и роль центрального аппарата, которому необходимо требовать соблюдения всех действующих в компании нормативов, не забывая о внутренних проверках и аудите.

Основной же причиной столкновения сплотки тепловозов 2ТЭ116 и ТЭМ18ДМ с хвостовой частью грузового поезда из 70 вагонов на упомянутом перегоне стало нарушение требований ПТЭ и Инструкции по движению поездов и маневровой работе в части отвлечения и не наблюдения за показанием светофоров. Был также нарушен установленный регламент переговоров между машинистом и его помощником, а набранная скорость не обеспечивала своевременную остановку у запрещающего сигнала. Но самое печальное то, что (в очередной уже раз!) произошло вмешательство в работу исправно действующих устройств безопасности.

Поэтому главной причиной всей цепочки нарушений можно считать безнаказанность машиниста-инструктора, который знал, что с него не спросят. И вместо качественной подготовки локомотивных бригад эти люди, как правило, занимаются обычной эксплуатационной работой, не обращая внимания на нарушения, которые допускаются при молчаливом согласии руководителей депо.

Старший вице-президент Анатолий Краснощек признал, что сегодня работа с подчинёнными по всей вертикали локомотивного хозяйства находится на очень низком уровне, и для того, чтобы исправить ситуацию, нужно проведение целого комплекса мероприятий.

Кстати, все присутствующие на разборе руководители дорожных дирекций тяги выступили со своими предложениями. И теперь по поручению Вадима Морозова будет создана рабочая группа для их дальнейшей проработки.

Старший вице-президент Валентин Гапанович подчеркнул важность человеческого фактора, тем более что на Западе этот компонент в работе транспортных систем становится наиболее определяющим. Он также предложил создать рабочую группу с привлечением в неё психологов. Она бы занялась разработкой эффективных инструментов управления коллективами депо, в том числе и локомотивными бригадами, которые всегда были и будут повышенными источниками опасности и в то же время определяют безопасность на инфраструктуре в целом.

Следует отметить, что на той же Свердловской дороге применили и нестандартный подход. Начальник дороги Алексей Миронов рассказал, что на главного виновника произошедшего 5 июня крушения машиниста-инструктора Евгения Просенко был сделан запрос в ГИБДД. И согласно составленным работниками инспекции протоколам у того оказалось аж 30 нарушений, в основном связанных как раз с превышением скорости. Только в этом году на его счету их уже было 13. По словам начальника дороги, такой подход будет только способствовать повышению уровня психофизиологического отбора машинистов. Он также назвал три важнейших направления, по которым нужно предметно работать: обеспечение кадровыми ресурсами, сведение к минимуму случаев нарушений режима ведения поездов и неготовность бригад действовать в нестандартных ситуациях.

Вадим Морозов призвал не забывать о технических устройствах безопасности, а также к скорейшему внедрению всех новейших разработок. «Всё, что сегодня защищает движение, локомотив, ту же локомотивную бригаду, должно быть реализовано по максимуму», – сказал он.

Но проблема в том, что любой прибор безопасности можно перепрограммировать или нейтрализовать так, чтобы он уже не мог помешать предотвратить беду. К сожалению, статистика свидетельствует, что такая тенденция ещё существует. И в этом отношении ревизоры вправе действовать со всей жёсткостью, но в то же время и справедливо, а все их предписания должны выполняться неукоснительно.

Подводя итоги, Вадим Морозов сделал акцент на том, что в компании создана управленческая система, которую можно считать поистине уникальной не только в стране, но и в мире. И каждый руководитель вертикали управления обязан отвечать за весь комплекс вопросов хозяйственной деятельности, решение которых в конечном итоге должно быть нацелено на обеспечение безопасности движения поездов.

Олег Сергеенко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30