13 июня 2021 00:15

Планы на отпуск

Отдых в сезон доступен не всем

Летний отпуск в ведомственных санаториях остаётся малодоступным для многих железнодорожников. Среди причин, даже несмотря на солидную финансовую поддержку со стороны компании, высокие цены, ограниченное количество путёвок в наиболее востребованные здравницы, да и график работы порой не позволяет отдохнуть в разгар сезона.
О несовершенстве системы корпоративного заказа на санаторно-курортное лечение хорошо известно. Недавно глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин вернулся к этой теме, посетив один из санаториев на Черноморском побережье. На примере этой здравницы выходит, что административно-управленческого персонала отдыхает значительно больше, чем работников, непосредственно занятых на обеспечении перевозок. А пенсионеров больше, чем всех остальных категорий.

Тот факт, что осенью и весной число отдыхающих путейцев и движенцев намного меньше, чем в зимние месяцы, подтверждают и в самих санаториях. Для некоторых специальностей такое распределение вполне оправдано. «Основной объём работы у монтёров пути приходится на период с мая по октябрь. И вполне естественно, что летом им отдыхать некогда», – пояснила заместитель начальника Октябрьской дирекции по ремонту пути Лариса Иванова. «Большая часть железнодорожников рабочих профессий приезжает к нам в осенне-весенний период», – подтвердил директор сочинского санатория «Мыс Видный» Андрей Никулин.

В то же время специалисты-медики не советуют тем, кому необходимо лечение, ехать в санатории, особенно южные, в самый горячий сезон. «Чтобы подлечиться, лучше приезжать не летом, когда в Сочи достаточно жарко, а осенью-весной. Многие наши гости об этом знают и выбирают именно это время для восстановления здоровья», – подчеркнул Андрей Никулин.

Тем не менее основной поток отдыхающих пансионаты принимают именно летом. На этот период путёвки реализуются в полном объёме, чего нельзя сказать о другом времени. Общегодовой показатель по наполняемости с трудом приближается к 70%, при этом доля работников железнодорожного транспорта в них, как правило, не более половины. Такая статистика была озвучена ещё год назад на «круглом столе», организованном ОАО «РЖД-Здоровье».

Спустя год цифры в целом не поменялись. «Средняя наполняемость нашего санатория по году составляет 70%. Конечно, летом показатель выше за счёт того, что многие приезжают с детьми. Зимой ситуация похуже», – рассказал Андрей Никулин.

Камень преткновения для многих железнодорожников слишком высокие цены на путёвки, даже несмотря на программу субсидирования со стороны компании. «Для тех, кто хочет поехать в санаторий с семьёй, получается накладно. И с каждым годом стоимость путёвок растёт, как и процент, который надо оплатить самому: в первом квартале это 10%, во втором – 20%, в третьем – уже 35%», – отметила заместитель председателя первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Марина Голубева. По её словам, в санаториях центрального подчинения, таких как «Октябрьский», «Мыс Видный», двухнедельный отдых обойдётся более чем в 17 тыс. руб. на человека (это 35% от полной стоимости). Если на одного, ещё приемлемо, а вот если отдыхать с семьёй, то 50% от полной стоимости путёвки (это около 20 тыс. руб.) надо отдать за супруга, ещё 50% – за ребёнка. «В итоге выходит примерно 60 тыс. руб. Многим не хватает отпускных, чтобы заплатить за всю семью, а по одному на отдых практически не ездят», – посетовала Марина Голубева.

Отсюда проблема возврата путёвок. «Работников обеспечивают ими в соответствии с собранными заранее заявками с предприятий, – рассказали в Куйбышевской дирекции инфраструктуры. – Возврат возможен не менее чем за 30 дней до даты заезда. Путёвка приходит на предприятие, работник отказывается. Приходится искать того, кого устроят и сроки, и цена отдыха в санатории».
«Каждый сентябрь мы планируем количество путёвок, – отметила ведущий специалист по управлению персоналом Приволжской дирекции по энергообеспечению Ирина Белоусова. – Заранее отправляем телеграммы на линии о том, куда можно поехать. Обычно это санатории в Кисловодске, Ессентуках, Сочи».

А если получится скопить на семейный отдых в санатории на берегу моря в жаркий сезон, не факт, что путёвка будет. «Складывается тенденция, когда в дирекции говорят, что путёвку мы дадим только на работника, а на членов семьи нет, – рассказала Марина Голубева. – Будь цена путёвок, которые закупают дирекции, дешевле, мы бы обеспечили ими большее число желающих».

Стоит отметить, что эти цены устанавливает не ОАО «РЖД», а профилактории и санатории, пояснил председатель первичной профсоюзной организации Выборгской дистанции пути Владимир Магась.

Между тем в этом году порадовали ценами крымские санатории. На Куйбышевскую дирекцию инфраструктуры поступило 30 путёвок в здравницы вернувшегося в состав России полуострова, и все оказались востребованы: их цена для железнодорожников составляет всего 10% от полной стоимости, а это около 2 тыс. руб. «Крым в этом сезоне очень выручает, в частности ведомственные санатории в Гурзуфе, Судаке. Путёвки в них гораздо дешевле – порядка 20 тыс. руб. против обычных 80 тыс. При этом предложение действует и для членов семей работников, – проинформировали в секторе социального развития и соревнования Дальневосточной дирекции инфраструктуры. – Но возникает другая проблема: как туда добраться? Авиабилеты дорогие, на поезде – семь дней туда, семь обратно».

По словам председателя профкома Южно-Сахалинского эксплуатационного локомотивного депо Вячеслава Панова, в прошлом году ни один ветеран предприятия не поехал в санаторий на материк, в этом – только один, в Сочи. «Но он относительно молод, ему за 50. А для тех, кто старше 60 лет, длительная дорога тяжела», – отметил он.

Своих санаториев-профилакториев у ДВЖД на морском побережье нет, но имеются базы отдыха на юге Приморья. «Большим спросом пользуется «Волна», хотя эта база не новая. Может, потому что альтернативы ей нет. Хотелось, чтобы мест для отдыха здесь было больше. Есть ещё база отдыха «Славянка», но она дороже», – добавили в дирекции.

На Дальневосточной предлагают предусмотреть возможность получения санаторно-курортного лечения в местных неведомственных здравницах. Особенно это актуально для сахалинцев. «Многие наши работники и особенно пенсионеры хотели бы отдохнуть в местных пансионатах. Есть на Сахалине, к примеру, «Синегорские минеральные воды», там всё на уровне, хорошие лечебные грязи, – говорит Вячеслав Панов. – И цена практически в два раза ниже, чем оздоровление в санаторных зонах ОАО «РЖД-Здоровье» на западе страны. Это было бы выгодно и для Дирекции тяги, и человеку ехать далеко не нужно». Этот вопрос об оздоровлении планируется поднять на очередной конференции по выполнению обязательств коллективного договора на ДВЖД.

В свою очередь, руководство ДВЖД предлагало использовать для оздоровления реабилитационный центр локомотивных бригад в Охотском. Но здесь, отметил Вячеслав Панов, не оказывают лечебных услуг.

И всё же надежда на то, что цены на путёвки станут доступнее, есть: в ОАО «РЖД-Здоровье» пообещали усовершенствовать систему уже к концу лета.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30