20 июня 2021 15:52

Уменьшению доходов дадут штатный ответ

В условиях начавшегося спада объёмов перевозок необходимо повысить эффективность использования трудовых ресурсов во всех подразделениях холдинга.
К такому выводу пришли в Ярославле участники сетевого совещания по проблемам организационно-штатной политики компании на завершающем этапе реформирования.

Вслед за ощутимым замедлением роста ВВП погрузка на железных дорогах снижена на 0,6% к прошлому году и продолжает падать. При этом Правительство РФ приняло решение о нулевой индексации железнодорожных тарифов на грузоперевозки в течение всего нынешнего года. В этой ситуации, по словам начальника департамента экономики ОАО «РЖД» Ирины Костенец, необходимы действенные меры по уменьшению расходов и увеличению доходов, чтобы компания смогла не только удержаться на нынешнем безубыточном уровне работы, но и получать прибыль. Совершенствование организации труда и структуры управления поможет достичь положительного финансового результата даже в нынешних непростых экономических условиях.

«Ни трагедии, ни безысходности в сложившейся ситуации нет, если грамотно и системно распределить имеющиеся ресурсы», – заметил начальник Северной дороги Василий Билоха, напомнив, что железнодорожники уже преодолевали периоды спада. Необходимо системно бороться с отвлечением работников и управленцев от выполнения основных обязанностей. Особенно бьёт по эффективности загруженность инженерно-технического персонала бюрократической работой – справки, отчёты, нерегламентные проверки. Не менее важная, по его мнению, задача коллективов дорог – поиск резервов для увеличения доходной части бюджета. Дескать, резервы есть, но пока берём лишь то, что лежит на поверхности, и зачастую уступаем потенциальные доходы конкурентам – автомобилистам и речникам. «Нужно закладывать для персонала серьёзные мотивационные рычаги по добыванию этих доходов», – подчеркнул Василий Билоха.

«Сейчас как никогда важна наша совместная работа по выстраиванию чёткой, работоспособной структуры компании, – отметил начальник Организационно-штатного управления департамента экономики Александр Сиухин. – Сегодня организационная структура – это не только один из основных инструментов менеджмента, но и возможность обеспечить конкурентное преимущество на рынке транспортных услуг. Наша задача – неуклонно повышать её эффективность, в том числе за счёт применения обоснованных типовых штатных расписаний и разработки организационно-распорядительных документов».

На сегодняшний день, подчеркнул он, в ходе реформирования осуществлён переход от территориальной системы управления к матричной структуре, где главная роль отводится функциональным дирекциям. Завершено формирование ключевого филиала инфраструктурного блока компании – Центральной дирекции инфраструктуры, созданы вертикали управления по основным видам деятельности, а железные дороги перешли к функционированию в качестве региональных центров корпоративного управления. При этом в результате структурных преобразований численность персонала в ОАО «РЖД» только за прошлый год и начало нынешнего снижена почти на 20 тыс. штатных единиц и составила 913 тыс. человек (в целом по холдингу – 1 млн 124 тыс.), из которых почти треть – руководители, специалисты и служащие.

В среднем по сети сейчас на каждый километр главных путей приходится 8,8 штатной единицы, и этот показатель структурной эффективности продолжает уменьшаться. Но если на Северной и Октябрьской дорогах он снизился соответственно до 7,7 и 7,4, то на Юго-Восточной, Забайкальской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской магистралях остаётся относительно высоким. «В существующих условиях организационно-штатная политика компании должна быть направлена на дальнейшую оптимизацию структуры и штатной численности с целью повышения производительности труда и снижения затрат на всех уровнях управления», – резюмировал Александр Сиухин.

Особую актуальность такой политики подтвердил первый заместитель начальника департамента по организации, оплате и мотивации труда Андрей Тихомиров. Он констатировал, что за пять месяцев реальная зарплата железнодорожников снизилась на 0,9%, а в мае снижение составило 2,5%. «Падение реальной зарплаты будет продолжаться, что негативно влияет на уровень её конкурентоспособности на рынках труда, – заметил он. – А условия неполной занятости, в которых сейчас работает 16% нашего персонала, негативно влияют на социально-психологический климат в коллективах».

Вместе с тем реализация разработанных в каждом филиале программ по снижению списочной численности имеет ряд негативных последствий, пусть и идёт в основном за счёт естественного оттока кадров. Так, сегодня неукомплектованность РЖД монтёрами пути составляет почти 10 тыс. человек. Низкая укомплектованность наблюдается и по ряду других профессий. В итоге ряд инструкций не выполняется. С другой стороны, многие технологические документы устарели и не отвечают сегодняшним реалиям – новой технике и технологиям.

Всего намечено к пересмотру 95 нормативно-технических документов. Этому помогут планируемые на технологическое развитие холдинга инвестиции. Но, к сожалению, инвестиционные программы рассматриваются рядом филиалов не под углом увеличения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест. Так, если на Северной дороге в маневровом движении в одно лицо работают 80% локомотивщиков, то на Забайкальской – только 39%. С подталкиванием поезда локомотивом в одиночку справляются 66,7% занятых на этой работе северян, а на той же Забайкальской – всего 4%. «Беда в том, что в Дирекции тяги отсутствует комплексная программа по переоборудованию локомотивов для работы в одно лицо, подбору и обучению персонала», – посетовал Андрей Тихомиров.

В хозяйстве пути персонал тоже используется далеко не всегда эффективно. К примеру, компания вынуждена содержать огромное количество осмотрщиков, которые ежедневно проверяют морально устаревшие рельсовые скрепления КБ. И ещё 20 тыс. путейцев каждый день отвлекаются на ограждение ремонтных работ. В итоге только половина всех работников хозяйства непосредственно ремонтирует путь, остальные заняты проходами, осмотрами, сопровождением. А в хозяйстве движения содержится целая армия работников, которые вручную списывают номера вагонов, переносят в бумажные журналы и потом в компьютер. И это в XXI веке, когда в любом магазине есть системы идентификации товара по штрихкоду.

Для исправления ситуации Андрей Тихомиров призвал коллег проводить оптимизацию численности в соответствии с изменениями в технологии производственных процессов, внедрением новой техники и реализацией программ бережливого производства.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30