17 июня 2021 02:24

Машинист из Славянска

Почётный железнодорожник Виктор Биба побил не один всесоюзный рекорд

Виктор Иванович любил эту гору, а теперь вдруг люто возненавидел. Это случилось после того, как с горы Карачун полетели на Славянск полчища мин и снарядов. От этой «стратегической» высоты дом Виктора Бибы в каком-то полукилометре. Нет покоя теперь ни днём, ни ночью. Измучила всех война, будь она неладна. От неё у бывшего машиниста стало пошаливать сердце.
Ещё с год назад Виктор Иванович творил на своём приусадебном участке настоящие чудеса. Выращивал огурцы и помидоры – как на подбор. Разводил малину, клубнику, черешню. А когда соседи нахваливали его, отвечал коротко: на то мне и дана голова и руки…

Как-то, прослышав о славянском селекционере, заглянул к нему приезжий дончанин и спросил:
– Слушай, Виктор, фамилия у тебя уж больно знакомая. Уж не тот ли ты знаменитый машинист, о котором в середине 80-х годов писал «Гудок»? – И поняв, что тот самый, продолжил: – Ну тогда вдвойне приятней мне получить от тебя редкий сорт винограда. Жинке так и доложу, что из рук героя принял рассаду…

…Давно отстучали на гулких перегонах истории 80-е годы прошлого столетия. Именно тогда у многих на слуху оказался машинист из Славянска Виктор Биба. О его методах вождения грузовых поездов писали центральные газеты. Лауреат премии советских профсоюзов, кавалер орденов Ленина и «Знак Почёта», почётный железнодорожник – вот далеко не полный перечень наград Виктора Ивановича. Ему прочили Золотую Звезду Героя, но неожиданно остановившийся хронометр советского времени не дал этому осуществиться. На тот момент ему едва исполнилось сорок лет – самый расцвет для машиниста.

Он водил тяжеловесные поезда так, что попробуй-ка потягайся с ним. Короче, уверенно держал лидерство на Донецкой магистрали, устанавливая всё новые и новые весовые рекорды.

Железнодорожная стезя его повелась с отца – Ивана Бибы, работавшего стрелочником на станции Пески-Райковские Южной дороги. Все трое его сыновей после школы по примеру главы семейства подались на железную дорогу: двое – в машинисты, один – в осмотрщики вагонов. Виктор выучился на помощника машиниста в Славянском профессиональном училище. Первый рейс ему выпал на Лозовую – по тому самому маршруту, где когда-то установил всесоюзный весовой рекорд Пётр Кривонос.

Его первый наставник – машинист Виктор Бондаренко – однажды заявил во всеуслышание: «Вот попомните мои слова, быть этому парню большим машинистом…». Как в воду глядел. Но неожиданно вклинился случай, едва не поставивший крест на дальнейшем профессиональном пути Бибы. Два молодых помощника машиниста – Виктор и его ближайший друг Сергей – ехали в рейсовом автобусе, который попал под паровоз на неохраняемом переезде. Столкновение обернулось тяжёлыми увечьями. Сергею перебило позвоночник, и он навсегда остался инвалидом. А у Виктора выявили сложные переломы обеих ног. Медики вынесли суровый вердикт: о поездной работе придётся забыть. Но Биба был бы не Бибой, если бы не усмехнулся в ответ: как бы не так! «Дисквалификация» не состоялась. Виктор сам поставил себя на ноги, а после, отслужив в армии, вернулся в свою родную колонну.

В 1977 году Биба стал машинистом электровоза. И хотя с первых же дней уверенно «оседлал» локомотив, понадобятся годы, прежде чем он превратится в первоклассного машиниста, в того Бибу, о котором заговорит вся магистраль.

Как-то летом 81-го года дежурный по Дебальцевскому отделению направил Бибу «подхватить» тяжеловесный состав, вес которого превышал обычную норму вдвое и составлял 12 тыс. тонн. Зная удручающее положение на дороге из-за нехватки локомотивов, Виктор неожиданно предложил диспетчеру: «Цепляй-ка ты мне за спину 22 тысячи тонн! Участок я досконально знаю и думаю, этот вес мне удастся осилить».

От неожиданного предложения тот чуть не лишился дара речи. Но послушался Бибу. Машинист сдержал слово, доставив супертяжеловес в Красный Лиман. Не сразу пришло осознание того, что молодому славянскому машинисту покорился абсолютный рекорд в масштабах всей сети железных дорог огромной страны. Вскоре ему воздали должное, наградив орденом «Знак Почёта». С той поры, словно заправский штангист на помосте, Виктор бил рекорд за рекордом.

Только за один 1984 год он провёл 120 тяжеловесных составов, в которых перевёз сверх нормы 200 тыс. тонн грузов и сэкономил 30 тыс. кВт/ч электроэнергии. Вот тогда и стал он лауреатом премии советских профсоюзов за выдающиеся результаты во всесоюзном социалистическом соревновании. А спустя год Биба получил и свою главную награду – орден Ленина.

Но самым памятным для него стал день, когда его сыновья Сашка и Вовка, придя из школы, сообщили: «Папа, мы видели твою фотографию на стенде в центре города. Мы тобой гордимся!»

А популярность среди земляков обернулась тем, что его четырежды выбирали депутатом Славянского горсовета.

Свою профессию Биба знал в совершенстве. Экономный расход электроэнергии, топлива и смазки всегда был для него важнейшим приоритетом. Конечно, ради этого приходилось иной раз вступать в противоречие с весовыми и скоростными нормами, за что начальство по голове не гладило. Но в 80-е годы Донецкая дорога задыхалась от наплыва грузов. Поездная круговерть не давала продохнуть даже второстепенным направлениям. Погрузка шла широким фронтом, и это частенько вынуждало вести тяжеловесные поезда. Но как ни крути, а из таких «передозировок» Биба извлекал двойную пользу: и груза за один рейс перевозил больше, и меньше расходовал электроэнергии. Секрет оказался прост – Виктор досконально знал каждую кривую, каждый «бугорок» на тяговых плечах...

Нет, никак не может он свыкнуться с мыслью, что его родной Славянск оказался в плену большой войны, а депо, которому отдано свыше сорока лет, частично разрушено. «Эх, не задумываясь встал бы снова за правое крыло и сутками напролёт не уходил бы с локомотива, лишь бы замолкло оружие… Война для нас – это открытая рана…».

Борис Борисов
Донецк

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30