23 июня 2021 14:52

Впереди Урал

Высокоскоростную магистраль обещают закончить к 2026 году

В обновлённой «Транспортной стратегии России до 2030 года» скорректированы сроки реализации и стадии работ по проектам развития высокоскоростного движения. Кроме того, правительство всё-таки сохранило проекты мостового перехода через Лену в Якутии и сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае.

С новой редакцией документа, утверждённой правительством, можно ознакомиться на сайте Минтранса. ВСМ Москва – Екатеринбург будет построена к 2026 году, а к 2028 году может быть создана ВСМ Москва – Адлер. Первая из них – протяжённостью 1563 км – оценена в документе в 2091,8 млрд руб. Сейчас ведётся перспективное планирование её первого участка Москва – Нижний Новгород – Казань, он должен появиться в 2018 году. Второй участок – из Казани в Екатеринбург – будет создан с 2021 по 2026 год.
«В рамках бюджетного процесса на 2015–2017 годы Минтрансом подана заявка на соответствующие бюджетные средства на проектирование и строительство линии Москва – Казань», – говорил замминистра транспорта Алексей Цыденов на форуме «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи.

Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего до Чебоксар – 1 час, а до Казани – 1,5 часа. Ежегодный пассажиропоток на линии оценивается в 10,5 млн человек к 2020 году.

После 2020 года согласно обновлённой стратегии начнётся создание ВСМ Москва – Ростов – Адлер стоимостью 2,322 трлн руб. Ещё две возможные магистрали – из Москвы в Санкт-Петербург (913,6 млрд руб.) и из Казани в Самару (1385,8 млрд руб.) – могут появиться после 2021 года. Но оба этих проекта помечены в документе как «требующие дополнительного рассмотрения для принятия решения по их реализации».

В то же время до 2020 года предполагается рассмотреть целесообразность организации скоростного движения на уже существующих путях: Москва – Курск и Ярославль, Омск – Новосибирск. А после 2020 года будет рассмотрен вопрос создания такого движения Самара – Саранск, Саратов – Пенза, Саратов – Волгоград, Екатеринбург – Челябинск.

Как сообщили в пресс-службе ведомства, условия реализации проекта порта Тамань в документе остались в прежнем виде. Стоимость оценивается в 228 млрд руб. (как бюджетных, так и частных инвестиций), а сроки реализации рассчитаны на 2011–2020 годы. При этом автомобильный мост через Лену теперь оценивают в 73,2 млрд руб. вместо предусматривавшихся ранее 47 млрд. Его строительство предполагается закончить также к 2020 году.

Этой весной в правительстве заявляли о возможной заморозке обоих проектов и переориентации запланированных на них бюджетных средств – 112 млрд руб. – на инфраструктурные проекты в Крыму и других регионах. В частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отмечал, что мост через Лену под вопросом из-за неочевидного трафика.

По информации генерального директора ОАО «АК «Железные дороги Якутии» Василия Шимохина, увеличение объёма средств на строительство моста через Лену не связано с дополнением его железнодорожным ярусом (такой вариант ранее рассматривался в кабинете министров, но затем был отложен на неопределённый срок). Работы по проектированию по-прежнему идут без его учёта.
«Возможно, удорожание проекта связано с появлением в нём дополнительных автомобильных подходов, дорог, – предположил Василий Шимохин. – Но наша позиция остаётся прежней: мостовой переход должен быть совмещённым (автомобильно-железнодорожным. – Ред.). Тогда и экономика строительства будет понятна. Поэтому то, что проект внесён в стратегию в том же виде, – не такая уж и позитивная новость для нас, железнодорожников. Но на стадии проектирования возможны изменения, и мы будем обращаться во всевозможные инстанции, чтобы всё-таки вернуться к этому вопросу».

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук ранее высказывал мнение, что перед тем, как принимать решение о развитии азово-черноморских портов, следует провести исследование транспортных потоков в регионе с учётом Крыма. Потому что в среднесрочной перспективе и на порт Тамань, и на крымские порты – если увеличить их мощности – просто не будет грузов. К тому же все черноморские порты зависят от пролива Босфор, у которого ограниченная пропускная способность. По словам эксперта, такое исследование уже готовится. Его через госуслуги заказал Минтранс. Первые результаты должны быть переданы в ведомство в середине года.

Маргарита Меньшакова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30