20 июня 2021 03:05

Повторила бы жизнь не задумываясь

В 19 лет жизнь Ирины Прусачковой складывалась замечательно. Она окончила курсы проводников и была принята на работу. Сей факт был занесён в её новенькую трудовую книжку. И поставлена дата – 21 июня 1941 года.
В свой первый рейс в Новосибирск она отправилась проводником плацкартного вагона, когда по стране уже громыхала война.
– Основную массу пассажиров составляли женщины и дети, – вспоминает Ирина Васильевна. – Они уезжали в эвакуацию, все были печальные, переживая вынужденное расставание с родным городом. Никто, конечно, и представить не мог, что предстояло пережить им, Ленинграду и всей стране. Доехали за трое или четверо суток без помех. Обратно из Сибири везли на фронт воинские части. Под Тихвином поезд подвергся налёту немецкой авиации, был повреждён паровоз.

По команде все покинули вагоны и побежали прятаться в лес. До сих пор она помнит, как свистели рядом пулемётные пули…

На Московский вокзал Ленинграда поезд вернуться уже не мог: немцы перерезали главный ход. Прибыли 29 августа на Финляндский вокзал. А 8 сентября вокруг города на Неве замкнулось вражеское кольцо. Спустя почти две недели в трудовой книжке Прусачковой появилась вторая запись: «Откомандирована на лесозаготовки».

Их доставили поездом на станцию Борисова Грива. А потом везли на грузовиках ещё 16 км, всё больше по лесу. На месте они выкопали и оборудовали землянки и стали топорами да пилами заготавливать лес для блокадного Ленинграда. Кормили их, мягко говоря, скромно. От недоедания выручал лес, там в тёплое время собирали ягоды и грибы, делали лепёшки из лебеды и запасы на зиму.

И так работали до июля 1943 года, когда после прорыва блокады вновь нашлась работа по специальности. Ирина Васильевна вернулась проводником на пригородные поезда, а по мере освобождения территорий от вражеской оккупации её вместе с другими железнодорожниками привлекали к восстановлению путей. Эта была тяжёлая и совсем не женская работа, но её выполняли на душевном подъёме, с радостным настроем. Они верили, что своим трудом приближают Победу.

Наступила памятная всем весна, когда была снята блокада Ленинграда. А 20 марта 1944 года возобновилось регулярное движение поезда «Красная стрела». Его стали обслуживать четыре поездные бригады. Они формировались из лучших проводников дороги. В их число попала и Ирина Прусачкова (на фото справа).

34 года отработала она на самом знаменитом поезде страны.

Здесь встретила и своё личное счастье. Его звали Нилом. Работал он столяром в депо и встречал поезда, чтобы во время стоянки выполнить необходимый ремонт в вагонах.
– Мы прожили с ним душа в душу 27 лет, – рассказывает Ирина Васильевна. – Он был прекрасным человеком. Я была счастлива и в семье и на работе. В каждый рейс отравлялась с радостью.

Она рассказывает о работе на «Красной стреле» так, словно всё это было вчера. У неё даже голос становится звонким и начинают блестеть глаза.
– Поезд этот особенный. В войну и первые годы после неё в нём ездили в основном семьями, с детьми. Много было публики серьёзной, как сейчас говорят, деловой. Из Ленинграда люди ехали в командировку в столичные ведомства, чтобы решать важные вопросы. Все в отутюженных костюмах, вели себя прилично, никаких шумных застолий допоздна. С удовольствием пили на ночь чай, который я им подавала. А сколько замечательных людей перебывало в моих вагонах: учёных, артистов, космонавтов, военных! Многие ездили часто и называли меня по имени, как добрую знакомую. Так, очень легко и приятно было разговаривать с Кириллом Лавровым. Талантливый актёр в общении был простым, хорошо воспитанным человеком. И мировых знаменитостей приходилось угощать. Пили у меня индийский чай и похваливали его Джавахарлал Неру и Индира Ганди. При приёме таких гостей меня выручал английский язык, основы которого преподавали нам в депо.
«В общем, – заключает Ирина Васильевна, – работа на «Красной стреле» была интересной, но нелёгкой. В рейсах поддерживалась строжайшая дисциплина, начальник поезда контролировал проводников практически постоянно. Поэтому никаких происшествий в пути не было. И если бы довелось начать жизнь сначала, повторила бы её, не задумываясь».

В трудовой книжке у Ирины Васильевны 44 записи о поощрениях и наградах. Особенно ей дороги медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Они свидетельствуют о тяжёлых испытаниях. Но не в этом ли и состоит счастье: выстоять и жить дальше.

Андрей Варюшин
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30