15 июня 2021 15:21

Стимулом к качественной работе должна стать обратная связь

Книга замечаний машиниста призвана быть эффективным инструментом взаимодействия со смежниками и работать на повышение безопасности движения. Но на ряде предприятий к её ведению и реагированию на замечания порой относятся весьма формально.
«Вам честно сказать? Из Книги замечаний сделали филькину грамоту, – категоричен бригадир комнаты инструктажа эксплуатационного локомотивного депо Ярославль-Главный Владимир Паутов. – Машинисты пишут замечания, как правило, для галочки, гонятся за количеством, чтобы их было не меньше десяти за месяц, – тогда получишь премию».

Заслужить материальное поощрение за бдительность получается не у всех. «Если я веду скоростной поезд, например Москва – Париж, на скорости 140 км/ч, тяжело заметить какие-то нарушения. Чаще всего ведём записи на обычных поездах, на скорости 60 км/ч, – рассказывает машинист эксплуатационного локомотивного депо Им. Ильича Игорь Зинин. – Но вообще-то мы выполняем ревизорскую работу. Это ревизор должен проехать по маршруту, делать записи, а работа машиниста – обеспечить безопасное движение и соблюдать все инструкции».

Вместе с тем очевидно, что машинист из кабины локомотива зачастую имеет возможность увидеть больше, чем проверяющий или ревизор с земли. Другое дело, что некоторые смежники, которые должны устранять выявленные недочёты, относятся к этому без должного внимания. По словам Виктора Паутова, ответы от коллег бывают по сути отписками.
«Например, была запись о том, что в районе восьмого парка закрыли пешеходный туннель, и люди вынуждены лезть под вагонами, – приводит пример бригадир. – Начальник станции и начальник дистанции пути в ответ на это замечание написали, что это не их дело. И проблема повисла в воздухе». Раньше на записи приходили адекватные ответы от служб, проводились разборы.

На отсутствие эффективной обратной связи сетует и Игорь Зинин: «Смежники слабо откликаются на наши замечания, особенно путейцы. Дают ограничение скорости, а знак не выставляют. Мы делаем запись в книге, отправляем путейцам, но знаков всё равно нет».

А в депо Свердловск-пассажирский недовольны работой движенцев. По словам инженера цеха эксплуатации Анны Аристовой, в отличие от путейцев и энергетиков движенцы в ответ на замечания ограничиваются отписками. «В мае по всем службам машинисты сделали 465 замечаний, 213 из них пришлись на пропуск по боковым путям. И снова Дорожный центр управления перевозками остался верен себе», – говорит она.

Не все службы своевременно реагируют на замечания машинистов и на Забайкальской дороге. По словам начальника сектора безопасности движения Забайкальской дирекции тяги Дмитрия Батурина, сложность ещё и в том, что не все станции должным образом оборудованы и подключены к автоматизированной системе «Замечания машинистов» (АСУ ЗМ).

Но всё равно многие машинисты продолжают писать: пишут одно и то же по несколько раз в надежде на то, что замечания в конце концов устранят. Такие работники, конечно, достойны и материального поощрения. Но чтобы книга полноценно заработала, нужно не столько вознаграждение, сколько изменение отношения со стороны дирекций.

Председатель профкома локомотивного эксплуатационного депо Хабаровск-2 Александр Назаров говорит, что после разделения на дирекции отношение к книге изменилось.
«Раньше раз в месяц первый заместитель начальника дороги проводил совещание с участием представителей всех служб, – поясняет он. – Там разбирались указанные факты, за бдительность выносились благодарности машинистам».

В последнее время стали всё чаще писать повторные замечания: например, машинисты в маневровом движении пишут, что из-за разросшейся травы не видны сигналы и знаки. «На эти замечания представители ответственных дирекций даже не отвечают – кусты растут ещё больше.

А это всё безопасность движения, – добавляет Александр Назаров. – С таким отношением у машиниста нет стимула качественно работать с книгой. Если замечания не устраняются, значит, и книги начинают вести формально».

В Западно-Сибирской дирекции тяги, отметив очевидную пользу Книги замечаний машиниста, посетовали на человеческий фактор.
«Смежники, конечно, устраняют замеченные машинистами и переданные в общую базу данных недочёты, но при этом обижаются: мол, могли бы по-тихому нам сообщить, что где не так, а теперь у вас премия, а у нас неприятности», – рассказали в дирекции.

Впрочем, по словам заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо Самара Алексея Батурина, сейчас формализма и невнимания со стороны структурных подразделений стало гораздо меньше, чем 10 лет назад.
«Пришло понимание, что мелочей в обеспечении безопасности движения не бывает, – говорит он. – И немалая заслуга в этом Книги замечаний машиниста. Казалось бы, мелочь – нет километрового столба или таблички с указанием километра, но для безопасности движения это важно. Уже практически нет замечаний по разбросу деталей верхнего строения пути в полосе отвода, оборванным струнам подвески контактного провода, складированию запаса рельсов. Больше стало порядка на перегонах и станциях».

Главное, следует учитывать, что хороший инструмент эффективен в умелых руках.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30