23 июня 2021 11:45

Так и запишем

Фиксировать недочёты смежников – обязанность локомотивных бригад

Машинисты моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский обслуживают практически весь северо-запад Октябрьской дороги. По их книгам замечаний можно сделать вывод не только о состоянии инфраструктуры участков магистрали, но и оценить уровень грамотности самих локомотивных бригад.
Своя Книга замечаний есть на каждом пункте оборота. Возвращаясь из поездки, машинисты вносят туда записи о выявленных нарушениях. Оператор депо всю полученную информацию вносит в автоматизированную систему «Замечания машинистов» АСУ ЗМ. Далее система распределяет замечания по смежным структурам: какое предприятие должно исправить тот или иной выявленный недостаток. Ответ в депо должен прийти в течение трёх суток.
– Ответы мы вклеиваем в книгу. К сожалению, они бывают и формальные. В ответе обязательно должны содержаться данные о дате устранения. Если же смежники её чётко не указали, то ответ является формальным. В течение 10 суток машинист сам контролирует, устранили ли недостаток. Если за это время ничего не изменилось, он снова пишет замечание, и оно уже будет иметь статус повторного. Для смежников это не очень хорошо, поскольку им придётся объясняться на уровне региона, – рассказывает заместитель начальника депо по эксплуатации Сергей Позолотчиков.

Ежемесячно в депо проводится совещание с локомотивными бригадами, где разбирают количество замечаний, зафиксированных машинистами, и качество их формулировок. К тому же еженедельно представитель депо посещает разбор по Книге замечаний. На нём даются объяснения за формальные ответы, повторно зафиксированные замечания и своевременно не предоставленные ответы и т.д.

Заместитель начальника депо показывает раскладку по нескольким годам, вплоть до расшифровки по каждому месяцу. Например, за первое полугодие 2013 года в депо было зафиксировано 5420 замечаний. На середину июня этого года – 5718. Следовательно, по итогам полугодия прогнозируется порядка 6000.
– Обычно больше всего замечаний машинисты фиксируют в летний период, когда идут путевые работы: оставленные шпалы, работники на пути. Для локомотивных бригад нет мелочей, поскольку даже на первый взгляд незначительное нарушение может привести к угрозе безопасности движения, – рассказывает Сергей Позолотчиков. – Был эпизод, когда машинист, заметив упавшее на встречный путь дерево, моментально сообщил об этом дежурной по станции и машинисту идущего навстречу поезда. В результате коллега успел применить экстренное торможение. А ведь в другом случае мог быть сход.

Если анализировать замечания машинистов, то можно увидеть, кому из смежников адресовано большинство замечаний. Из 1156 замечаний за май 445 относятся к Дирекции пассажирских обустройств. Второе место занимают путейцы – 389 замечаний. Третье место у энергетиков со 189 замечаниями. Кстати, на статистику работы смежников локомотивщики обращают самое пристальное внимание.
– Мы понимаем, что работаем в одной компании. Это понимают и смежники, поэтому никто ни на кого не обижается за выявленные замечания. Ведь дистанция пути не может постоянно каждый километр осматривать, нарушения же не обязательно возникают из-за халатности, а могут появиться и сами по себе, из-за усталости деталей. Может возникнуть такая ситуация: прошёл ураган и повалил деревья, а путеец и энергетик ещё не осматривали этот участок. Мы же помогаем им выявить ситуации, которые могут привести к тяжёлым последствиям. Здесь имеют значение даже детали: казалось бы, оторвался металлический уголок, которым окантован край платформы. Однако любой грамотный машинист понимает, что это может привести к ЧП. Были случаи, когда оторвавшийся от торца платформы уголок пропарывал кабину, – рассказывает заместитель начальника депо по эксплуатации Андрей Малышев.

За отдельные замечания, неустранение которых может привести к масштабным последствиям, локомотивные бригады получают дополнительную премию, утверждённую на уровне сети. Например, если машинист заметил оборванную струну подвески контактного провода, его премируют. Ведь такой обрыв может привести к тому, что струна зацепит пантограф и сломает его. В депо разработано положение о мотивации, согласно которому в зависимости от количества зафиксированных замечаний машинисты премируются – от 2% до 15% от фактической выработки.
– Выявлять недочёты и фиксировать их – большая ответственность и прямая обязанность членов локомотивных бригад. Если ещё за это деньги платят, это стимулирует, конечно. Я пишу замечаний десять в месяц. Я не гонюсь за деньгами, мне важна безопасность движения. А есть и те, что смотрят до каждой мелочи, – рассказывает машинист Сергей Смелков.

В депо есть свои лидеры по количеству записей. Это те, кто фиксирует от 100 и больше замечаний в месяц. Разумеется, Книгу замечаний просматривают машинисты-инструкторы. И уже по тому, как записано замечание, они могут судить об уровне грамотности локомотивных бригад.
– Книга замечаний – это ещё и маркер квалификации машинистов. Ведь, чтобы найти нарушение, надо знать, как работает то или иное устройство. Если ты увидел нарушение, значит, ты знаешь, как оно должно в норме работать, значит, ты грамотный специалист. Одно дело написать, что куст надо вырубить. А если машинист пишет, что из-за этого куста ему за километр не видно светофора, это уже говорит о том, что он владеет знаниями Правил технической эксплуатации. Исходя из этих наблюдений, мы выстраиваем индивидуальную работу с бригадами. Например, если видишь, что замечание сформулировано неграмотно, это повод провести индивидуальное обучение, объяснить, проинструктировать, – говорит машинист-инструктор Керим Гафаров.

С начала года в депо внедряются «Электронные формуляры машинистов». Пока ими оснащена одна колонна локомотивных бригад дизель-электропоездов. Электронный формуляр, по сути, представляет собой обыкновенный планшетник. В него заносится техническая информация, необходимая машинисту во время работы, – инструкции, схемы подвижного состава, расписание движения поездов. В перспективе рассматривается возможность перевода Книги замечаний в электронный формат, чтобы каждый машинист мог внести свои наблюдения в свой планшет. Таким образом, ему не пришлось бы, уходя со смены, переносить свои записи вручную с записных книжек в книгу.
– Например, когда в пути следования машинист выявил какие-то замечания, то на конечной станции во время стоянки он мог бы занести эти замечания в планшет. А по окончании работы на пункте оборота перекачать информацию на сервер. Это было бы удобно, – говорит Андрей Малышев.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30