21 июня 2021 06:08

Суперкомпьютеры стали использовать на транспорте

В последнее время в различных отраслях всё более широкое применение находит имитационное 3D-моделирование на высокопроизводительных вычислительных комплексах.
С его помощью, в частности, разработаны пилотные версии виртуальных моделей самолёта, автомобиля, атомной станции, корабельной реакторной установки, образцов ракетно-космической техники.

По мнению первого заместителя директора ВНИИ экспериментальной физики (г. Саров) Вячеслава Соловьёва, такие технологии могут с успехом использоваться и на железных дорогах. Например, суперкомпьютеры позволят быстрее выполнять расчёты максимальных нагрузок на элементы конструкций инфраструктуры и подвижного состава.

Построение динамической модели сети с отражением на ней перевозочного процесса даст возможность принимать верные управленческие решения на основе прогноза и оптимизации.

Недавно специалисты института выполнили математическое моделирование процесса воздействия подвижного состава на эталонную конструкцию верхнего слоя пути. При этом для точности исследования они использовали более 12 млн счётных элементов.

По словам Вячеслава Соловьёва, без использования суперкомпьютеров такие вычисления могли бы занять год. Однако новые технологии позволили решить задачу всего за сутки. В ходе работы учёные определили упругие деформации пути под воздействием массы поезда.

Совместно с коллегами из ОАО «ВНИИЖТ» они создали математическую модель, описывающую осадку пути. При этом использовались данные, полученные на Экспериментальном кольце в Щербинке. Данная разработка может применяться в дальнейшем при проектировании высокоскоростных магистралей.

Кроме того, переносные суперкомпьютеры незаменимы в интеллектуальных акустоэмиссионных системах, являющихся одним из наиболее эффективных методов неразрушающего контроля объектов инфраструктуры. С их помощью можно регистрировать начало процесса разрушения опор контактной сети, устоев мостов и других устройств на самой ранней стадии его развития.

Разработанные сотрудниками ВНИИ экспериментальной физики методы обработки на суперкомпьютерах сигналов, получаемых от датчиков, позволяют обнаруживать опасные дефекты в режиме реального времени.

Как уточнил Вячеслав Соловьёв, сейчас на основе этого метода решается задача создания постовой системы диагностики боковин для выявления дефектов в литых деталях тележек грузовых вагонов на ходу поезда.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30