16 июня 2021 02:00

Опыт реформирования бухгалтерского блока взяли на вооружение

Итоги применения новых методов бухгалтерского учёта подвели специалисты «Желдоручёта» во Владимире на встрече с бухгалтерами железных дорог соседних государств – Казахстана, Белоруссии, Литвы, Латвии, Украины.
Реформирование бухгалтерского блока в холдинге началось после создания в 2007 году Центра корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт». В эту вертикально интегрированную структуру вывели бухгалтеров предприятий отрасли – 19 тыс. человек. Все процессы бухгалтерского учёта автоматизировали, применив единые методики и компьютерные программы.
«Автоматизация дала положительный эффект – сократились сроки подготовки отчётов и повысилось качество формируемой отчётности. Без увеличения штата мы увеличили за пять лет производительность труда. Затраты на бухгалтерский учёт, которые раньше фиксировались только на бумаге, стали понятными, и ими стало можно управлять», – отметил директор «Желдоручёта» Андрей Пряхин.

Рабочие места бухгалтеров сейчас сосредоточены в территориальных общих центрах обслуживания – ОЦО-узлах. По всей стране их создали 74. А на каждой дороге создали региональные центры. Вся информация из узлов и регионов стекается в центральный офис «Желдоручёта», где формируется сводная бухгалтерская и налоговая отчётность. Одним из первых в 2011 году был создан центр компетенции по учёту расчётов с персоналом на базе Владимирского ОЦО-узла. Сейчас он своего рода полигон для отработки новых методов работы бухгалтеров. Поэтому для знакомства с достижениями иностранных коллег пригласили именно сюда.
«Если раньше расчёт зарплаты, формирование бухгалтерского отчёта и налогового учёта выполнял один человек, то теперь бухгалтер выполняет только одну функцию, а не три», – рассказал начальник Владимирского территориального общего центра обслуживания Александр Козин. – Мы проводили массовый набор, разделение на отдельные функции нам позволило ускорить процесс обучения. Учили одних зарплату считать, других – налоговые отчёты готовить, третьих – формировать бухгалтерскую отчётность».

Специализация дала ещё один эффект – рабочая нагрузка на бухгалтеров стала распределяться равномерно в течение месяца.

Во Владимирском узле также отрабатываются новые способы взаимодействия между бухгалтером и заказчиком. «С марта этого года после успешного тестирования введён электронный документооборот, по которому часть документов заказчик передаёт нам в электронном виде. Это делает процесс начисления зарплаты более быстрым и простым», – говорит Александр Козин.
«Наша главная цель, чтобы реформирование подразделений было максимально безболезненным для работников холдинга, – убеждён Андрей Пряхин, – Если изменения незаметны рядовому сотруднику компании, то мы идём правильным путём».

«Мы рассматриваем варианты создания таких же центров учёта, поэтому опыт ОАО «РЖД» для нас бесценен, ведь у нас очень сходная структура», – сказала главный бухгалтер АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Назира Абилова.

Подобные встречи начальник отдела эксплуатации и сопровождения финансово-экономических систем РУП Главный расчётный информационный центр Белорусской железной дороги Дмитрий Лавринович предложил проводить регулярно. «Нам интересен опыт коллег, ведь мы работаем в тех же информационных системах», – отметил он.

В эффективности бухгалтерского учёта компаний в соседних государствах заинтересовано и ОАО «РЖД». «Холдинг позиционирует себя как компания, обеспечивающая наикратчайший путь между западом и востоком, поэтому мы напрямую завязаны с белорусскими, казахстанскими коллегами. Эффективность их работы отразится и на нашей эффективности, а значит, мы получим больший эффект от транзитных перевозок», – считает Андрей Пряхин.

Светлана Казанцева
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30