20 сентября 2021 08:11

На кривую надейся – вывезет

Больше 30 лет Анатолий Прилепко исследует кривые и знает, что при правильной организации их обслуживания они не подведут.  
На Южно-Уральской дороге 6,6 тыс. кривых, а их протяжённость – почти 2,5 тыс. км. Каждую Анатолий Иванович знает «в лицо». А все эти километры он не раз прошагал, промерил и основательно изучил. И всё для того, чтобы добиться снижения интенсивности бокового износа рельсов в кривых. «Эта проблема всегда была острой, а в последнее время из-за увеличения нагрузки на ось вагона стала ещё актуальнее», – говорит Прилепко. Работе над тем, как повысить надёжность пути, отданы десятки лет, прошедших после окончания Новосибирского института военных инженеров транспорта.

Настойчивость, основательность и упорство Анатолий Иванович считает семейной чертой: «Весь род наш такой, потому что от столыпинских мужиков идёт. Дед Аким в годы земельных реформ переселился с семьёй из Черниговщины на сибирские земли». В коллективизацию младший сын Акима, Иван, возглавил местный колхоз. В 1937 году по доносу был осуждён. Сыновья Александр, Анатолий и Алексей не дождались отца. В 1942 году он умер. «Мама и бабушка, простые деревенские женщины, постарались, чтобы мы получили хорошее образование», – рассказывает Анатолий Иванович.

В 1947 году на тендере паровоза братья приехали в Новосибирск поступать в институт. Конкурс был 12 человек на место. Старшего приняли на факультет движения, Анатолия – на путевое хозяйство. Позднее Александр Иванович станет главным инженером Восточно-Сибирской дороги. Анатолию Ивановичу судьба выпала работать на Южно-Уральской. Сюда он попал ещё студентом-практикантом. Ему поручили рихтовку кривых малого радиуса. Это и определило дальнейший интерес к этим участкам пути. На Южно-Уральской он был заместителем начальника путевой дистанции, главным инженером службы путевого хозяйства, 16 лет руководил дорожной путеобследовательской станцией.

Прилепко называет себя рядовым инженером. А для инженера важен не только практический опыт, но и творческий подход. Он изучал различные научные источники о кривых, вступал в споры с учёными. Отстаивая свою точку зрения, писал статьи, ездил на научные советы в МПС.

Проблемы, которые затрагивает в своих работах Прилепко, связаны с устройством и содержанием рельсовой колеи. «Они ключевые в путевом хозяйстве, ведь путь не только инженерная конструкция, воспринимающая нагрузки от поездов, но и механизм, направляющий их движение. От настроек этого механизма зависят плавность и безопасность движения», – говорит руководитель новосибирского научно-инженерного центра «Путеец» Владимир Бредюк, с которым Прилепко работал. Ещё в 1972-м он внедрял на дороге программу расчётов выправки кривых. Участвовал Анатолий Иванович и в создании автоматизированных систем съёмки, расчётов и выправки пути.

Как вспоминают на дороге, инициатив Прилепко побаивались: он всегда предлагал что-то кардинальное, но убеждал в необходимости нововведений тех, от кого зависела их судьба. Его разработки находили поддержку у руководства дороги. Но одно дело – поддержка, другое – организационная работа. Когда Южно-Уральская создала механизированные комплексы по текущему содержанию пути, выполнять обязанности координатора и доработчика нового метода было некому.
«Штатных структур для такой работы не существовало, а брать на себя дополнительные заботы никто не хотел. Тогда и взял на себя эту задачу в качестве общественной нагрузки», – вспоминает Анатолий Иванович.

Он остаётся всё тем же неутомимым общественником, выезжает на линию. Продолжает публиковать материалы, которые затрагивают вопросы устройства оптимального возвышения наружного рельса, снижающего дополнительные нагрузки на рельсы, что особенно актуально для Южно-Уральской дороги.
«Хочется, чтобы наши последователи, молодые путейцы, использовали накопленный нами опыт и продолжали решать те проблемы, которые возникают в путевом хозяйстве», – говорит он.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30