20 сентября 2021 07:21

«Экстрасенс» из ремонтного депо

Умение расшифровывать тревожные сообщения, которые электронная система локомотива выводит на монитор в кабине машиниста, сделало слесаря по ремонту подвижного состава ремонтного локомотивного депо Волгоград Александра Шишкова лучшим специалистом по тепловозам 2ТЭ116У.
Иной день Шишков отвечает на два десятка звонков от работников ремонтных депо Приволжской и Северо-Кавказской дорог – просят проконсультировать на предмет технических неисправностей локомотивов этой серии.
– Лучше его специалиста по «ушкам» (так в депо называют 2ТЭ116У. – Ред.) на дороге нет, – уверяет начальник депо Александр Колесников. – Александр досконально знает и дизель-генераторную установку, и электронастройку. Доходит до того, что коллеги с соседних дорог перегоняют локомотивы к нам, чтобы Шишков посмотрел и починил.

Он и машинистов на линии консультирует по телефону в случае неисправности тепловоза, подсказывает, как перевести на аварийный режим, чтобы добраться до места назначения, добавляет начальник ремонтного локомотивного депо Ершовское Андрей Петенко. Дистанционно, словно экстрасенс, диагностирует состояние машины и, если не требуется серьёзный ремонт, говорит, как самостоятельно устранить ту или иную неполадку.

А началось знакомство Шишкова с тепловозом 2ТЭ116У на предприятии-изготовителе – «Лугансктепловозе». Александра, окончившего Донецкий национальный технический университет по специальности «электроснабжение промпредприятий и городов», восемь лет назад взяли в отделение реостатных испытаний испытательно-сдаточного цеха. Молодой специалист испытывал электропоезда перед отправкой потребителю.

Через полтора года на предприятии запустили производство тепловозов 2ТЭ116 с реостатными динамическими тормозами. Экспериментальную партию закупила Россия.
– Этот тепловоз меня не впечатлил. После электрички в нём казалось тесно. А в 2008-м завод переориентировался на компьютеризированные серии «ушек», способные взять вес 6 тыс. тонн. Заниматься прогрессивной техникой позвали и меня, – рассказывает Александр.

В 2009 году он привёз первый такой локомотив в Волгоград, на станцию Им. Максима Горького. Вводил в эксплуатацию, занимался сервисным обслуживанием в течение гарантийного срока. В городе на Волге познакомился с Натальей, работавшей оператором на станции, и после свадьбы перебрался в Волгоград окончательно. Через месяц Александр Шишков должен стать гражданином России, а потом планирует получить высшее железнодорожное образование и продолжить карьеру в ООО «ТМХ-Сервис», под крышу которого ремонтное локомотивное депо Волгоград перейдёт с 1 июля.

Александр охотно делится «секретными» знаниями, сделавшими его лучшим ремонтником тепловозов на Приволжской магистрали:
– Самый большой «секрет» – не приступать к ремонту, не имея при себе принципиальной электрической схемы 2ТЭ116У, которая разъясняет принцип устройства узлов и указывает на причины поломок. Дёрнуть наугад «релюшку» – мол, авось заведётся – с этим тепловозом такое не пройдёт.

О характере локомотива мастер говорит с нежностью:
– Как любая техника, в которой есть электроника, 2ТЭ116У требует бережного отношения. Если старый ламповый телевизор можно было стукнуть кулаком – и он начинал работать, то на плазменный руку не поднимешь – сразу бежишь в сервисный центр.

Так и с 2ТЭ116У – надо вовремя заметить на мониторе сообщение о поломке, отреагировать на него и устранить неисправность. И машина будет работать как часы.

Когда с линии звонит встревоженный неполадкой машинист, Шишков всегда просит его перезагрузить бортовой компьютер и прочесть все сообщения.
– Лично для меня 2ТЭ116У очень простой и удобный в плане обнаружения неисправностей и ремонта. Нужно только правильно трактовать его сигналы, – объясняет слесарь шестого разряда.

В этом году в ремонтное локомотивное депо Ершовское поступили семь тепловозов 2ТЭ116У, ещё 17 машин пополнят парк до конца 2014-го.
– В июне на дороге пройдёт совещание с представителями предприятий – изготовителей тепловозов и агрегатов к ним по вопросам эксплуатации и ремонта новых машин, улучшения их качества и доработки некоторых узлов. Шишков тоже готовится, составляет список вопросов, – рассказывает Андрей Петенко.
– Одна из проблем наиболее остро встаёт летом, – делится Александр. – Это система охлаждения. При температуре выше 25 градусов тепловоз работает на предельных температурах охлаждающей жидкости. При её перегреве происходит сброс нагрузки, и машина останавливается и не двинется с места, пока температура не упадёт. Производители могут решить этот вопрос.

Кроме того, добавляет мастер, нужно разработать защиту от межфазного замыкания со стороны переменного напряжения – это может спровоцировать пожар на локомотиве. Также надо улучшить надёжность и качество температурных измерителей: случается, на мониторе исчезают показания температуры, и машинисты теряются.

На дороге об Александре говорят: нам бы таких специалистов да в каждое депо.
– Могу приезжать в депо с лекциями, обучать в течение, допустим, месяца. Но этого недостаточно, – трезво оценивает ситуацию Александр Шишков. – Люди должны сами углублять свои профессиональные знания. А пока каждый проводок своими руками не перещупаешь, локомотив не узнаешь.

Инга Быкова,
соб. корр. «Гудка»
Волгоград

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30