15 июня 2021 10:19

Отбирают у последнего

Столичный Южный порт хотят оставить без доступа к железной дороге

Правительство Москвы планирует закрыть и впоследствии ликвидировать железнодорожную станцию Москва – Южный порт и подъездные пути к ОАО «Южный речной порт». Ряд представителей транспортной отрасли и депутаты Госдумы выступают против этой инициативы, считая, что это погубит, по сути, последний грузовой порт столицы.
Об инициативе московских властей относительно Южного порта «Гудку» рассказал президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Александр Зайцев. По его словам, она уже согласована с Минтрансом РФ и отправлена на рассмотрение в Министерство юстиции. В свою очередь, сам господин Зайцев, считая, что лишение порта доступа к Московской железной дороге фактически приведёт к его уничтожению, обратился к руководству дирекции Московского транспортного узла с просьбой рассмотреть вопрос во внеочередном порядке. В своём письме президент АПСРТ указывает на то, что закрытие станции Москва – Южный порт и подъездных железнодорожных путей «нанесёт непоправимый ущерб не только порту, но и промышленным предприятиям, пользующимся его услугами, поставив под угрозу возможность их нормального функционирования».

Южный речной порт, который эксплуатируется с 1939 года, является крупнейшим транспортным предприятием в Московском транспортном узле и главным «снабженцем» строительного комплекса столицы. Он располагает 17 грузовыми причалами протяжённостью более 2 тыс. м, 6 км железнодорожных путей, перегрузочной техникой, 58 тыс. кв. м крытых и 80 тыс. кв. м открытых складских площадей. Ежегодно на причалах порта перегружается свыше 1 млн тонн строительных грузов и около 100 тыс. большегрузных контейнеров. Технологические возможности порта сегодня позволяют перегружать до 6 млн тонн грузов в год. Кроме того, ОАО «Южный речной порт» является крупнейшим налогоплательщиком в Юго-Восточном административном округе города.
«Негативным примером в использовании речного транспорта в Москве и принимаемых решений правительством города может служить ликвидация Московского Западного порта. Причалы этого порта запрещены к эксплуатации, в связи с чем перегрузочная техника и суда приходят в негодность, – пишет в своём обращении Александр Зайцев. – Московский Северный порт не имеет подъездных железнодорожных путей и не может обеспечить потребности Москвы в перевалке грузов, прибывающих речными судами. В случае ликвидации железнодорожных подъездных путей к Южному речному порту и железнодорожной станции Южный порт транспортное обслуживание экономики Москвы значительно ухудшится».

Также с просьбой посодействовать в спасении порта президент АПСРТ обратился к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, который возглавляет комиссию по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей. В этом письме он напоминает, что выполнена часть рекомендаций заседания комиссии, проведённого по инициативе господина Якунина в 2012 году. В том числе разработана и одобрена правительством РФ Стратегия внутреннего водного транспорта до 2030 года, принят федеральный закон, внёсший ряд принципиальных поправок по вопросам безопасности судоходства в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Также повышены качественные характеристики судоходных гидротехнических сооружений и сняты ограничения на приватизацию портовых гидротехнических сооружений. На этом фоне, пишет господин Зайцев, «негативные тенденции, направленные на ликвидацию речных портов в Москве, становятся нормой».

Пребывает в недоумении от инициативы правительства Москвы и уже начало бороться с ней и руководство ОАО «Московское речное пароходство», рассказал его генеральный директор Константин Анисимов. Компания обратилась с письмом к министру транспорта Максиму Соколову. Также, по его словам, к вопросу подключился комитет Госдумы по транспорту. Первый заместитель председателя комитета Виталий Ефимов также обеспокоен решением московских властей лишить столицу статуса города-порта и считает, что оно противоречит экономическим интересам страны.
«Мы были удовлетворены тем, что через несколько лет нашей борьбы правительство страны, наконец, услышало проблемы речного транспорта, и была разработана Стратегия до 2030 года. Но у нас как всегда: мы красиво выступаем на конференциях, составляем красивые стратегии и планы, а потом тут же их рушим. Так может случиться и с Южным портом, – сетует Виталий Ефимов. – Раньше Москва была городом – портом пяти морей, сейчас практически можно считать, что под угрозой закрытия последний столичный порт. Станцию и подъездные пути закрывают якобы под эгидой того, что они мешают Малому железнодорожному кольцу. Но они совершенно не мешают, так как находятся за его пределами. Поэтому нам совершенно непонятно такое решение».

В пресс-службе мэра и правительства Москвы и в дирекции Московского транспортного узла запросы «Гудка» на получение разъяснений оставили без ответа.

Маргарита Меньшакова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30