19 июня 2021 07:06

Весомые аргументы

Весоповерочный участок МЦМ готовится встать на новые рельсы

В этом году Московский центр метрологии (МЦМ) ожидает получение первого нового шестиосного 100-тонного вагона для проверки железнодорожных весов. Он оснащён электроникой и способен контролировать стационарное весоизмерительное оборудование с большей точностью.
С 2010 года контроль за рабочим состоянием всех железнодорожных весов, находящихся на предприятиях полигона столичной магистрали, возложен на весоповерочный участок МЦМ.

Оснащение его немалое – 335 инструментов измерения, из которых 109 принадлежат непосредственно ОАО «РЖД» и ещё 226 – дочерним компаниям. А занимаются хозяйством всего 23 человека. Корреспондент «МоЖ» решил выяснить, какие задачи стоят перед коллективом в связи с постоянным развитием современных технологий и готовы ли здесь ответить на вызовы времени.

С руководителем участка, ревизором Александром Мыгриным корреспондента «МоЖ» познакомил начальник МЦМ Юрий Селуянов.

– Важность работы центра переоценить трудно, – заметил Юрий Павлович. – Если весы, скажем, на станции начинают врать, то возможен перевес массы вагона, что, в свою очередь, может привести к деформированию боковых рам тележек и даже железнодорожного полотна. Поверка весов ОАО «РЖД» проходит по твёрдому графику раз в год, а сторонние организации, как правило, заключают с МЦМ договоры, согласно которым к заказчику отправляются весоповерочные вагоны.

– В прошлом году мы заключили 162 договора на общую сумму в 22 млн руб., – сообщил Александр Мыгрин.
Самая простейшая поверка состоит в том, что на железнодорожные весы устанавливается весоповерочный вагон. Внутри вагона находятся две двухосные тележки каждая весом в две тонны, 26 гирь также по две тонны каждая и кран-штабелёр. Руководит процессом машинист МЦМ.

– Принцип работы прост: приехал к клиенту, запитался от сети, выкатил тележку на весоизмерительный участок, поставил на неё эталонный груз, откалибровал весы, выдал свидетельство о поверке, выписал акт, загрузился и уехал, – заметил Александр Мыгрин. – Разумеется, во время поверки весов фиксируется и протоколируется состояние каждой детали механизма – от смазки до покраски. Основной измерительный инструмент машинистов – упомянутые чугунные гири, причём погрешность на две тонны веса каждой не должна составлять более 200 г от заявленного. Это связано, например, с тем, что чугун – материал относительно хрупкий, а если в процессе эксплуатации на гирях появятся сколы, то их образование не должно серьёзно повлиять на уменьшение веса. Кстати, на статических железнодорожных весах допускается погрешность в 0,01%.

Александр Мыгрин показал в своём кабинете карту полигона Московской железной дороги, на которой флажками в режиме онлайн фиксируется дислокация всех 23 весоповерочных вагонов – так удобнее планировать их передвижение. Здесь же, на интерактивной доске отслеживается выполнение всех работ, а на экране настенного монитора можно увидеть отснятые машинистами видеоматериалы о проведённых поверках. Если что-то в техническом состоянии было упущено на месте, теперь этому не укрыться от зорких глаз бригадира и ревизора. С 2013 года оформление отправочных документов на весоповерочный вагон происходит здесь же с помощью автоматизированной системы «ЭТРАН», а маршрут передвижения вагонов ежедневно отслеживается АСУ «СИРИУС». Как видим, техническое оснащение участка идёт в ногу со временем. И если поверочные гири состава и формы не меняют, то сами средства доставки обновляются.
– На МЖД с каждым годом внедряется всё больше технологий. Сегодня уже более 70% весов, которые мы поверяем, – электронные. Это, в свою очередь, требует наличия высококвалифицированного персонала, – замечает ревизор. – Нам сейчас не хватает инженеров-электронщиков. Согласно новым инструкциям, весы должны проходить не только поверку раз в год, но и ежеквартальное регламентное техническое обслуживание (РТО). Но штатное расписание участка не позволяет выполнять РТО – нет нужного персонала.

По указанию главного инженера дороги Сергея Вязанкина в Дирекции по управлению терминально-складским комплексом сегодня определяют, сколько необходимо для организации процесса РТО людей, с тем чтобы передать их под начало МЦМ.
– Если у нас будут соответствующие специалисты, то с третьего квартала мы начнём проводить масштабное РТО по всему полигону, – замечает Юрий Селуянов.

Александр Чеков
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30