17 июня 2021 01:29

Несанкционированные переходы – взгляд сверху

Космическая съёмка позволяет выявлять «тайные тропы» на железнодорожных путях

Тёплые дни, манящие горожан на природу, всегда оборачиваются дополнительной головной болью для железнодорожников. Именно в эти периоды учащаются происшествия в местах пересечения пути с автодорогами, пешеходными переходами, нарушаются правила поведения в полосах отвода.
Линия стальной магистрали проходит через населённые пункты, её пересекают автомобильные дороги. В непосредственной близости расположены дачные участки, сельхозугодия. По данным статистики, в 2013 году по сравнению с 2012-м количество пострадавших в зоне движения поездов Московской железной дороги увеличилось более чем на 5%. Преобладающее количество несчастных случаев происходит из-за хождения по путям в неустановленном месте перед близко идущим поездом – 92,9% от общего количества.

В 2011 году на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» был травмирован 3851 человек, из которых 2502 погибли. Более половины пострадавших – 2059 человек (53,5%) приходится на Московскую, Октябрьскую и Горьковскую дороги. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждённые приказом Минтранса № 18 от 8 февраля 2007 года, запрещают пересечение железнодорожного полотна вне установленных и оборудованных для этого мест (организованных переходов или переездов).

Тем не менее люди в обход правила, написанного, как говорится, кровью, прокладывают бессчётное количество тропинок, а иногда и целые грунтовые дороги. Переходя и переезжая на автомобилях железнодорожные пути в неустановленном для этого месте, нарушители не только создают угрозу своей жизни и здоровью, но также подвергают опасности сотрудников локомотивных бригад и пассажиров.

Нарушение правил перехода и переезда железнодорожных путей представляет угрозу как для самих нарушителей, так и для здоровья и жизни пассажиров, целостности подвижного состава и грузов, а также объектов окружающей среды. Кроме того, нарушение ограждения железной дороги повышает уровень террористической опасности для железной дороги. Данная проблема особенно обостряется на трассах скоростного и высокоскоростного движения, проходящих в районах крупных населённых пунктов.

Казалось бы, решение простое – ликвидировать несанкционированный переход или переезд и «спать спокойно». Но, во-первых, при этом совершенно не учитываются интересы местных жителей, которые регулярно переходят пути почему-то именно в этом месте, а не на сто метров правее или левее, а, во-вторых, даже обнаружить место регулярного перехода бывает не всегда возможно при осмотрах пути обходчиками. Проломы в ограждении могут быть замаскированы деревьями или кустарниками, а тропинки, подходящие к пути, скрыты ложбинками и т.д. Кроме этого, не стоит забывать, что сами обходчики, как правило, являются местными жителями и могут быть не заинтересованы в ликвидации некоторых несанкционированных переходов.

Организация переходов и переездов – это дилемма.

С одной стороны, ОАО «РЖД», являясь собственником инфраструктуры, вправе само устанавливать правила нахождения посторонних лиц на своей территории. С другой стороны, должны учитываться и интересы людей, каждый день спешащих по своим делам и вынужденных пересекать пути.

Вынуждают прокладывать новые тропинки через пути и некорректная работа регулируемых переходов, когда запрещающий сигнал начинает подаваться чуть ли не за 15 минут до прохода состава, и нерационально расположенные организованные переходы, когда для того, чтобы пересечь железную дорогу по правилам, приходится делать крюк в несколько сотен метров.

К сожалению, тут нельзя однозначно воспользоваться гениальным решением физика-ядерщика И.В. Курчатова, который дождался, пока сотрудники его института сами не протопчут нужные им дорожки на газонах, и только потом дал команду заасфальтировать их. Железнодорожный путь не исследовательский институт, и не во всех местах, где хотят ходить люди, можно по нормам безопасности организовать переход или переезд.

Возможно, именно в трудности пересечения железнодорожных путей жителями близлежащих к железной дороге населённых пунктов кроется один из корней негативного отношения к высокоскоростным поездам. Ведь трассы с высокоскоростным движением проложены не в обход, а непосредственно через населённые пункты.

Оптимальным решением проблемы видится организовывать переходы в компромиссе между «методом Курчатова» и требованиями к организации переходов и переездов, а для этого необходимо, в первую очередь, выявить все регулярно используемые несанкционированные переходы и переезды. И помочь нам может космическая съёмка.

Спутниковые снимки широко применяются в ОАО «РЖД» для решения различных задач. Современные технологии позволили спутникам фотографировать Землю с очень большим, так называемым сверхвысоким, разрешением. Это даёт возможность различать предметы, имеющие размеры в несколько десятков сантиметров, не только в привычном нам видимом диапазоне цветов, но также и в инфракрасной, не воспринимаемой человеком части спектра. После специальной обработки таких снимков становятся видны детали, не различимые на обычном цветном кадре, сделанном, скажем, цифровым фотоаппаратом. Такая обработка и разрешающая способность космоснимков дала возможность использования их для обнаружения несанкционированных переходов и переездов.

Несанкционированные переходы видны на космических снимках как линии, пересекающие насыпь, чуть более светлого оттенка. Это объясняется тем, что на организованных переходах на щебень насыпи уложен настил, а «вольные» переходы его, естественно, не имеют. И частицы щебня, подвергаясь воздействию переходящих людей, трутся друг о друга и, очищаясь от налёта масел и окислов, светлеют. Важно подчеркнуть тот факт, что разница в оттенках насыпи различима только на космических снимках и при осмотре с земли не заметна. Кроме этого, все, даже самые незаметные с земли дорожки и подъезды к путям после специальной обработки космо-снимка отлично различимы, особенно в зимний период, и также указывают на места пересечения путей.

Проведённая апробация технологии показала хорошие результаты. На исследуемом участке пути Октябрьской железной дороги протяжённостью 6,5 км, где организовано движение высокоскоростных поездов «Сапсан», после работы с космическим снимком было выявлено 40 мест предполагаемых несанкционированных переходов. Последующее наземное обследование подтвердило подавляющее большинство переходов. Особо следует отметить, что пять из них были настолько трудно заметны с земли, что только подсказки на космоснимке позволили обнаружить тщательно замаскированные проломы в ограждении и подходы к путям.

Предлагаемая технология не призвана заменить наземный осмотр бригадами обходчиков, а лишь сделать его более адресным. Кроме того, технология, с одной стороны, позволит осуществлять контроль работы бригад путевых обходчиков по выявлению и ликвидации несанкционированных переходов восстановлением периметра ограждения, а с другой – выявив наиболее «востребованные» места переходов, оборудовать их. Конечно, организация новых переходов и переездов требует взаимодействия с региональными властями, так как очевидно, что, к примеру, оборудованный переезд без подводящего к нему асфальта, мягко говоря, «неудобен».

У ОАО «РЖД» в этом диалоге благодаря космическим технологиям появится более аргументированная позиция.

Михаил Щеглов,
заместитель начальника отдела спутникового мониторинга
ЦВКТ ОАО «НИИАС»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30